Иона проглотил кита… Вернее, так: Ионеску проглотил… Что он мог проглотить? Булавку? Да, пусть будет булавку.
Плачет девочка. Вбегает мать. «Что случилось?» «Булаааавка…» Проглочена булавка! Доктора! Девочка лежит на софе, бабушка пытается влить раствор марганцовки, бледная мать ждет у подьезда… Машина скорой помощи едет сквозь метель. И вот развязка. Противная булавка отыскивается в углу, алая капелька крови (уколола палец, больно) давно подсохла, девочка ставится в угол, но тут же возвращается обратно. Помилование, слезы, смех, чаепитие с доктором.
Так кто кого проглотил? Я, помню, маленький, чуть не проглотил – не кита, но почти – пластмассового дельфинчика. До сих пор банные плавающие игрушки со стершимися глазами вызывают ощущения почти что библейские. С дельфинчиком в горле, распластавшийся по кафельной стенке, я стоял перед выбором: глотать или толкать обратно. Страшно было и то и другое, мыльные слезы текли из глаз, но спасение пришло само собой. Меня словно продули, вернее, я почувствовал, как чья-то крошечная сила, какой-то маленький иона прокладывает путь наружу. Ветер надул паруса, воздух со свистом вырвался на свободу, дельфинчик лягушкой брякнулся о зеркало. И вот он сейчас лежит в моей руке.
Когда люди состарятся и умрут, землю заполнят киты. Их широкие просторные спины будут ворочаться в океане, а вся ерунда вроде пишущих машинок, бессмертных книг и чернильниц займет свое место в затопленных музеях. Желудки китов очистятся от мусора, они будут похожи на королевские ложи больших театров – но без кресел, зрителей, а в одном лишь бархате. Вряд ли найдется другой Иона (или Ионеску), чтобы прозвенел третий звонок и раздвинулся занавес – зрителей все равно нет.
Океан подступает к балкону. Девочка перегибается через перила и смотрит на кроткие волны. Она спасена не чудом, но чудо свершается вне зависимости и причин. Девочка достает из кармана дельфинчика, кладет на открытую ладонь и опускает его на воду.
Вчера, заехав к маме, застала ее и нашу 10-летнюю Дианку в математическом угаре. Дианка, выдав ответ, отказывалась изложить алгоритм, бабушка же, непреклонная как атлант, требовала подробного изложения. Для разрядки обстановки я полюбопытствовала задачкой. И, честно говоря, испытала замешательство.
До, и После
,
Задача.
«Перед уходом из дома Саша наполнил водой чайник объемом 15 (!!!) литров и поставил его на включенную(!) плиту в плотно закрытой кухне(?!).
Объем кухни равен 25 тысяч литров(!!!). Через некоторое время объем воды в чайнике уменьшился в 3 раза. Чему равен объем выкипевшей воды?»
У меня живое воображение. Я представила мальчика Сашу, с пыхтением водружающего на плиту 15-литровый чайник. Посмотрела на свой 1,5- литровый и мысленно увеличила его в 10 раз. Н-да… Но это во-первых. А во-вторых, элементарная здравая логика и соблюдение техники безопасности рекомендуют сначала поставить чайник на плиту, и только потом ее включать. В-третьих, вызвала подозрение «плотно закрытая» кухня. Это чтобы лучше кипело? Хорошо, что мальчик Саша ушел, а не остался сидеть в плотно закрытой кухне ждать, когда выкипят 10 литров воды! Страшно представить, что могло бы стать с ребенком! А так только кухня, видимо, пострадала. Кухня, кстати, и является в этой задачке интригообразующим элементом. К чему составители заботливо предоставили данные о кухне водоизмещением в 15 мегалитров? Причем, не в каких-то там кубических метрах, а именно в литрах? Какое отношение эти кубо-литры имеют к решению задачи? Отвлекающий маневр, решила я, рассчитанный на неслабо-умных.
И имеет место быть эта задачка в «Летней тетради для будущих третьеклассников», М., изд. «Баласс», 2006, составители П.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др., Образовательная система-2100.
Там же есть тоже любопытная задача о том, как детишкам нужно добраться из дома до Казанского вокзала и они придумали 45 (!) способов, как это сделать. Я, конечно, уступаю по изобретательности современным детям и знаю только два способа: один бесплатный – пешком, и один платный – транспортом.
Моя приятельница на днях мне поведала о задаче по физике из школьного учебника. По условию задачи требовалось рассчитать скорость… пули! Влетевшей! В окно идущего поезда!!! И застрявшей в сиденье… Вот такие реалии. Не упоминается, был ли пассажир на этом месте, где прошла пуля.
Я шла домой и в голове у меня навязчиво вертелись строчки из Азбуки, которая была у моих девчонок в первом классе:
Сидел на елке Дятел,
стучал, стучал и спятил…
15.08.2007
Электронный арт-журнал ARIFIS Copyright © Arifis, 2005-2025 при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна |
webmaster Eldemir ( 0.174) |