Arifis - электронный арт-журнал

назад

2012-11-03 06:28
Интервью с Сотоной / Татьяна Грин (tatyanagrin)

Интервью с Сотоной (Виктором Рыжковым) 

 

 

ТГ: Здравствуйте, Виктор! Для меня это первое интервью в жизни, и если что-то пойдет не так или я спрошу уж совсем не то – вы мне сразу скажите! 

 

Сотона: Привет, Татьяна! Для меня это тоже первое интервью, так что не обессудь... 

 

ТГ: Я о вас совершенно ничего не знаю. Может быть, кратенько расскажите о себе? 

 

Сотона: Попробую тезисно. Голожопое детство на Питерской окраине, хулиганская юность там же. Чудом остался на свободе – «паровоз» взял вину за всю группу. Чудом не попал в 79 году в Афган, хотя туда за лишней дыркой в голове рвался изо всех сил. Чудом не лишился остатков мозгов после трех месяцев карательной психиатрии, но это вообще отдельная и леденящая душу история. Чудом не поступил в театральный институт, успешно пройдя два отборочных тура, а на решающий третий явившись в жопу пьяным! Чудом остался жив, обдолбленным попав под электричку. Чудом уберёгся от тяжёлых наркотиков из-за «звонка» всё той же электрички. 

 

ТГ: Т.е., я сегодня разговариваю с вами благодаря исключительно чудесам? 

 

Сотона: Возможно... В общем, всё в моей юности происходило не благодаря, а вопреки. Я даже женился в первый раз лишь потому, что пообещал перетрахать всех красивых девок на курсе, и методично в течение года – всех шестерых, а она просто последняя в списке оказалась. Да… в юности я был красавчиком! Ну вот, понесло старпёра… Ладно, это все, если хочешь, можешь и не вставлять в интервью. Хотя, я бы оставил. Это всё равно, что на Афанасия Фета с голой жопой посмотреть. 

 

ТГ: Ну, а каким было самое большое чудо, повлиявшее на вас и вашу жизнь? 

 

Сотона: А самое большое чудо, определившее всю мою дальнейшую жизнь произошло в далёком 1980-м. Меня тогда не приняли в газосварочное ПТУ. Зрение, сказали, слабое. Расстроился я и пошкандыбал на метро. И надо ж такому случиться, что проходя по 22-й линии Васильевского острова, я увидел, как Шариков Абырвалг, скромную табличку: «Здесь в 1891 году учился В.Ульянов-Ленин», а чуть выше «Юридический факультет ЛГУ имени Жданова». Ну, думаю, раз в ПТУ не взяли, так может здесь сгожусь? И точно. В Университете моё зрение никого не смутило, и документы приняли. Дальше было плёвое дело – наверстать за неполных два месяца десять лет распиздяйства в средней школе. 

 

ТГ: Ничего себе, в ПТУ!.. Действительно в школе учились так плохо? 

 

Сотона: В аттестате о среднем образовании у меня были только две четвёрки – по труду и физкультуре. Все остальные – тройки и в большем случае из жалости. Я бы вообще с волчьим билетом выпускал тех, у кого на выпускном экзамене хватает фантазии закон Ома вверх ногами нарисовать. Но, повезло, как и всегда, хотя физик и предлагал с этой формулой прямо в Нобелевский комитет ехать, дескать, если докажу – премия обеспечена. В общем, напрягся я тогда, как электричество, но в универ поступил. И понравилось мне учиться. И учусь до сих пор. 

 

ТГ: А первый творческий опыт? Когда вы его восприняли именно как акт творчества, а не просто лепку зайчика на уроке в школе? В каком возрасте? 

 

Сотона: Первый опыт как раз и был чуть ли не в буквальном смысле лепкой зайчика. В четвёртом классе. И сразу, ни много, ни мало – поэма! Согласись, амбициозно для десятилетнего мальчика в качестве первого опыта. Творил я долго, дней пять, и тщательно. Даже вылепил на картонке из пластилина макет описываемого Куликова поля. Исписал тетрадку в 12 листов. Покрупнее старался, чтоб от корки до корки. Вирши вышли ужасными, но сладкую щекотку вдохновения я познал и запомнил. 

 

ТГ: Ну, раз запомнили, значит не остановились? 

 

Сотона: Конечно! В апогее пубертатного спермотоксикоза эти воспоминания вылились в закономерные розы-грёзы и кровь-любовь, но, как говориться «И в России – гавно, и в Израиле – гавно, но какие пересадки в Париже и Вене!». Завораживал сам процесс. Да и девки, искавшие повод отдаться не абы как, а культурно, причмокивали и головами кивали – поэзия, дескать, за душу берёт, и тогда уже штаны снимали. 

 

ТГ: Не отвлекайтесь!))) 

 

Сотона: Так продолжалось до той поры, пока я не начал стремительно умнеть, т.е. лет этак до двадцати. Кто-то скажет – поздновато, а я отвечу – для очень многих этот момент и вовсе не наступает, невзирая на количество полученных ими дипломов. Именно тогда я понял, что не просто пишу плохо, а что сочинительствовать мне вовсе не дано и даже противопоказано. И я бросил это занятие, как мне казалось, навсегда. Нет, конечно, время от времени я марал пару тройку строф в особо лунные ночи. Тут как мужчина – сколь бы он ни был избалован женским вниманием, нет-нет, да и вздрочнёт. Но это случалось всё реже, и реже... Кстати, если есть мазохистские наклонности, я могу процитировать пару-тройку сочинений той поры? 

 

ТГ: А когда появился "сотона"? – именно та манера, тот почерк, которые вы сегодня считаете определяющими в своем творчестве. 

 

Сотона: Очень хороший вопрос, потому что это таки произошло. И произошло, как обычно, внезапно, случайно и совершено независимо от моего желания. Мне было уже слегка за 30. Я тогда зашивался на пяти работах, так как, проебав по природному разгильдяйству процесс первоначального накопления капитала, пытался урвать хотя бы крохи со стола вторичного. И вот тогда меня, замученного и заморённого, и посетили строчки, которые к худу ли, к добру ли привели к тому творческому состоянию, в коем я и нахожусь поныне. Это были первые строчки, написанные «в стиле сотоны». Вот они: 

 

Не осталось места для поэзии 

В черепе под дыбом вставшим ежиком. 

Где твоя гогено-полинезия, 

Нежить жадно жившего художника? 

 

И увидел я, что это хорошо. 

 

ТГ: Вы уже тогда назывались "сотоной"? 

 

Сотона: Ты о моём логине? При всей моей антитеистичности, к религии он имеет мало отношения. Так получилось, что дата моего рождения 06.06.60. И именно под ником 666 я и начинал писать на УК, пока с лёгкой руки кого-то из тогдашних завсегдатаев ко мне не приклеилось нынешнее погоняло, которое мне и пришлось принять в качестве постоянного, т.к ник 666, как выяснилось, было уже застолблен на УК малоизвестным падонком из Минска. 

 

ТГ: Вот ТАК прямо и стали сотоной за один миг? 

 

Сотона: Нифига! Это не стало бы «так», кабы бы не Удафком. Там произошло «отделение золота от ртути на четвёртый день». И эту веху можно определить довольно точно – 2004 год. Год, когда я начал пытаться писать не плохо рифмованную поебень, а именно стихи, как я понимаю это слово. Тот стиль, который нынче кто с иронией, а кто и всерьёз называет «сотона-стиль» стал вырабатываться именно там и по достаточно очевидным причинам. Я попал на УК, как лох за покерный стол. Первую ставку в виде стихотворения «Пра душу» мне дали сорвать. Фтыкатель прёццо, афтару риспект и т.п. Но чем дальше, тем хуже меня принимали. И я старался сделать стихи плотнее по содержанию, насыщеннее по смыслу, замысловатее по форме. Я тогда ещё не знал, что подавляющему большинству падонков было глубоко наплевать и на одно, и на другое, и на третье. Как, впрочем, и почти на всё, над чем нельзя поржать. И я искал новые формы, неожиданные звукоряды, занимался словотворчеством и бессовестно использовал постмодернистские аллюзии в почти маниакальном желании переубедить свиней в том, что они свиньи. А меня называли «человеком эпохи возрождения», но гораздо чаще просто мудаком. Я злился, чем отчасти доказывал справедливость последнего определения, и пытался писать ещё лучше. 

 

ТГ: Постоянно слышу с разной степенью то восхищения, то негодования: «Сотона – интеллектуал, энциклопедист, его невозможно читать без гугла!» Чем вы можете оправдать сложность своих стихов? 

 

Сотона: Рассказывают, что когда начиналась алия из СССР, в аэропорту Бен-Гуриона висел плакат «Еврей, не думай, что ты самый умный, здесь все такие». Так что, оценка всегда производна от среды обитания и круга общения. Мне не кажется, что мои знания велики, напротив, я ежедневно нахожу в них всё новые изъяны, ибо они разносторонни. Поэтому факт, что кто-то не может читать меня без справочников является не моей виной, а проблемой читающего. Тем более, что обычно используемый мною глоссарий крайне редко выходит за рамки программы средней школы, а используемые аллюзии – за тот минимальный круг из 200-300 хороших книг, которые ещё в юности необходимо прочитать каждому человеку, если он представляет из себя нечто большее, чем просто прямоходящее млекопитающее. 

 

ТГ: В ваших стихах очень много имен, географический названий, отсылок к «крылатым словам», ставшим символами. Вы не просто все это упоминаете, вы тесно вплетаете их коннотации в свои смыслы, в ткань ваших образов. Откуда у вас эти знания? Только не говорите – из книг. Назовите три-пять конкретных источников в разных областях. 

 

Сотона: «Ну, ты, барин, и задачки ставишь». Можно я букварных Гомера, Вергилия и Стурлусона поминать всуе не буду? А помяну интереснейшие интерпретации Бена Бова, Гарри Гаррисона, Гарри Тортлтдава, Марии Семёновой, Дэна Симмонса и, как ни странно, Юрия Никитина. Это только первое, что на ум пришло. Но даже хроноложец Фоменко может быть интересен пытливому читателю. Я, кстати, последнее время завёл привычку – после просмотра исторических фильмов заглядывать в вику. Такие пропущенные пласты вскрываются, что порой полночи по гиперссылкам путешествую. 

 

ТГ: Сегодня интернет вытесняет книги или вы им остаетесь верны? 

 

Сотона: Ничего интернет не вытесняет. Просто, книги на бумажных носителях я перестал читать. Мне удалось разжиться библиотекой Хоумлиб – 40 гб лучшей литературы. Рекомендую. Около 400 000 томов и сплошь сливки. 

 

ТГ: Есть желание поразить своей эрудицией? 

 

Сотона: Желание поразить хоть эрудицией, хоть чем иным для меня абсолютно чуждо. Просто, когда мне удаётся сочинить что-то забавное, очень хочется показать это, сказать «посмотрите, люди, это прикольно, красиво, остроумно, хитровыебано, необычно, наконец». В жизни очень много обычного, в самом плохом смысле этого слова. Заурядного, ординарного, серого, никчёмного. Поэтому всё, что эту жизнь украшает, расцвечивает, ограняет – есть безусловная ценность, по крайней мере, для меня. 

 

ТГ: Ну, тогда, ловя вас на слове, я спрошу: ваши стихи – это приукрашивание действительности, уход от ее реалий? 

 

Сотона: Нет, желания приукрасить нет! А вот желание максимально уплотнить текст, вместить в него по возможности невлезаемое количество информации, эмоций, ассоциаций это – да. Когда мараешь глаза о никчемушный опус очередного безликого сочинителя виршей, всегда хочется спросить: «А зачем это? Что сказать-то хотел?» Про то, как зайку бросила хозяйка, или как весной текут ручьи – и писано и читано!. Нужно либо рассказывать новое, что невозможно, ведь оригинальных сюжетов, как и нот, всего семь, либо быть виртуозом вириаций с толстой жопой, либо рассказывать о старом по новому. Последним я и пытаюсь заниматься, настолько порой экспериментируя с формой, что для конечного понимания опуса требуется уже не просто интеллект читателя, но ещё и работа ума. Далеко не всем это нужно, ещё меньше тех, кому это интересно. Вот и получается, что в родной, вроде, стране, я для многих словно китаец. 

 

ТГ: А не бывало ли таких моментов, когда вы понимали, что не в состоянии передать «бурю и натиск», теснящиеся в голове? И не хотелось ли вам прибегнуть к некоему интеллектуальному "минимализму"? 

 

Сотона: Да, бывает, что хочется уйти от постмодернистской эстетики, от того, за что меня как раз и хулят невосприимчивые к ней реципиенты, но... Глупо описывать каждое дерево, когда можно сказать «лес», глупо рассказывать о несовершенстве человека, если можно сказать «Заратустра», глупо рассказывать о мудрости, если можно сказать «Экклезиаст». Постмодерн экономичен, ёмок и оставляет огромный простор для читателя в отражении собственных эмоций и мыслей по поводу приведённых аллюзий или прямых ссылок. И всё же, вербализованная мысль есть только линия, в какой клубок её не скручивай, какие сети из неё не плети, он не отразит и тени того, что ежесекундно происходит в думающей голове и чувствующей душе. Мне представляется, что для более или менее адекватной передачи этого хаоса необходимо выключить разум вовсе. Это крайне трудно сделать, но даже в случае удачи на выходе получается несистематизированная маловразумительная и вовсе нечитаемая фигня, годная лишь как строительный материал для последующего оформления в стих, как таковой, а тут опять включается интеллект. Замкнутый круг. Однако живу надеждой однажды исполнить. 

 

ТГ: Ух, вернемся на землю... Поэт находится в соприкосновении с околотворческой средой – например, литобъединение, редакция, коллеги-поэты, друзья-единомышленники, интернет-сообщество на тех же УК, АЛе, НАХе, поэтическая тусовка в реале и т.д. Судя по упоминанию вами «падонков» и «свиней», с ними не все ладно в датском королевстве. Тогда для кого бисер? На что надеетесь? На что уповаете? Только честно, без кокетства! 

 

Сотона: Нет никаких «поэтических тусовок». Во всяком случае, мне они неизвестны. Есть либо совместное пьянство, где ни слова не говорится о литературе и куда приходят кумиры, чтобы нажраться, а снобы и неофиты, чтобы позырить на кумиров, как, например, тусы УК. Либо, что реже, насухую ярмарка тщеславий, как сборище тараканов в банке, где каждый слышит только себя, за исключением пары экзальтированных дамочек, из-за личной неустроенности томящиеся по поводу любого сорта креативности, как, например, Дидуровские посиделки в «дурной квартире». Либо сочетание первого и второго, как презентации АльмаНАХа. В любом случае, разовое посещение подобного мероприятия не вызывает сильной охоты повторить. А напиваться я предпочитаю дома и исключительно в одиночестве. А для кого бисер? Лосось, сбивая пузо на мелководье курильских речек, рвётся к горным истокам, чтобы там отметать икру и сдохнуть. Наверное, так и здесь. Генетическая программа homo vitruvian. 

 

ТГ: Не могу не спросить о ваших кумирах, учителях, о влиянии на вас их творчества? 

 

Сотона: Учителей, как таковых, у меня в этой области, как и в любой другой, помимо профессиональной, никогда не было. Небезразличные мне авторы, конечно, были. Тут я никого не удивлю. Это золотой триумвират русской поэзии: Маяковский, Блок, Есенин. Причём, у всех троих главным образом позднее зрелое творчество. Хотя шедевры есть у многих, даже у графомана Бродского. А влияние если кто и оказал, то Высоцкий, естественно, и ранний Шаов. Как ни странно, но гораздо большее влияние на меня оказали прозаики. Ницше, Хайнлайн, Гаррисон, Симмонс, Пелевин, Сорокин. Странный наборчик, да? И, тем не менее, у каждого из них есть своя книга, которая меня чрезвычайно впечатлила. Это их идеи раз за разом будили мою ленивую голову и подливали керосинчик в примус души. Повторюсь, важна не техника письма, не какие либо фишки, перепевы и парафразы. Важна интеллектуально-мировоззренческая наполненность как автора, так и читателя. Только тогда им будет интересно друг с другом. 

 

ТГ: Упомянутые вами авторы – все, кроме Ницше, фантасты! А вы сами не пробовали писали фантастику? 

 

Сотона: Да и Ницше, по большому счёту, фантаст. Если не фантазировать, то остается лишь мычать с остальным стадом на монотонные стены своего кармического хлева. А о фантастике в последнее время как раз подумываю. Во-первых, полная свобода от любых условностей, а во-вторых, это удачная разновидность любимого мною ещё с антисоветской юности эзопова языка. И действительно, когда я говорю читателям – Люди, вы в подавляющем большинстве есть никчемушное гавно, – читатель автоматически соотносит себя именно с этим самым большинством и обижается. А если я напишу – Ванс апон э тайм на далёкой-далёкой планете жили никчемушные долбодонты – сожрёт за милую душу, да ещё с причавкиванием! 

 

ТГ: Приносило ли когда-нибудь ваше творчество вам материальные дивиденды? Есть ли шанс у современного поэта сотоны "развести Музу на бабки"? 

 

Сотона: Вспоминается героиня Ирины Муравьёвой: «А как же…. Два раза по три рубля». Так, примерно, и у меня. Премия УК в штуку баксов, да несколько бутылок элитного алкоголя – вот и все дивиденды от моей писанины. К сожалению, перспектив получать с Музы надои я не вижу. И в первую очередь потому, что сам бы я никогда не купил свои вирши, если бы оные вдруг продавались. Так как же я, будучи человеком порядочным, могу впаривать их остальным? Я, правда, и другие бы не купил, но это отдельный разговор. Так что максимум моих ожиданий состоит в том, что может хозяева литсайтов подкинут какую премийку отчасти из жалости к старому больному человеку, отчасти из желания сохранить балаганного уродца для привлечения зевак, ведь у большинства интерес ко мне примерно такой же, как к гавкающей курице. 

 

ТГ: Сотона – социальный поэт? 

 

Сотона: Смотря что подразумевать под понятием «социальный». Если стремление изменить существующее положение дел, «агитация горлана-главаря», то уже нет. Хотя был таковым на излёте наивной веры, что слово наше таки отзовётся. Но нынче настигло запоздалое понимание, что всё это моськин лай и сколько волка не корми, а у слона всё равно толще. Несмотря на теперешнюю ревизию коммунистических идей, предпосылки революционной ситуации были сформулированы классиками очень толково. И в отсутствии такой ситуации быть «социальным» нелепо. Герцену просто некого будить. Поэтому из социального остались лишь горькие констатации очевидного. Не смотря на то, что швыряние камней в болото всегда было одной из моих излюбленных забав, ожидание, что жабам это когда-нибудь надоест, исчезло. Хотя, и Гойя, создавая свои Капричос, вряд ли ожидал адекватного отклика, а поди ж, монографии нынче пишутся о его вкладе в упразднение инквизиции! 

 

ТГ: Должен ли поэт быть гражданином? Несет ли он моральную ответственность за свое творчество? 

 

Сотона: Насчёт «должен» и «моральной ответственности» я настоятельно рекомендую всем небезразличным мне людям усвоить одну простую истину: никто! никому! ничего! не должен Это нужно в начальных классах преподавать, сразу вслед за мама-мыла-раму. Однажды я даже собирался заняться популяризацией этой всеобщей формулы счастья, но в очередной раз оказалось, что люди в большинстве своём слишком тупы, чтобы воспринимать тезисы, а я слишком ленив, чтобы выстраивать свою логику ab ovo. 

 

ТГ: Чем вы занимаетесь в свободное от творчества время? Кем и где работаете, какой досуг предпочитаете? 

 

Сотона: Сейчас я нигде не работаю, ничем не занимаюсь, не имею интересов и увлечений, привязанностей и желаний. У меня непроходимость коронарных сосудов. Полгода назад мне сделали операцию на сердце, чем подарили ещё какое-то время. Проблема в том, что я к этому подарку оказался совершенно не готов. 

 

ТГ: Работая над текстом, как вы определяете, что стих готов? 

 

Сотона: Писать стихотворение – это почти то же, что делать ремонт, т.е. «закончить невозможно, можно только прекратить». К сожалению, определить, что стих готов мне ещё ни разу не удавалось, потому что ни разу мне не удалось написать что-либо, чем я был бы абсолютно удовлетворён. Я прекращаю работать над стихом в тот момент, когда любые мои попытки его улучшить делают его только хуже. Сразу пишется редко. Чаще это достаточно кропотливый процесс, особенно когда сочиняются «бисерные аллитерации». Жлобьё не видит в них смысла, однако, несмотря на предельную созвучность всех частей такого сочинения, оно всегда вполне гармонично и логически выстроено. Начиная писать, зачастую я вообще не представляю, о чём будет стих. Рифма сама ведёт, а я только следую за ней. Это самый приятный процесс. Хуже, когда я знаю, о чём хочу сказать и тогда, порою, получаются вымороченные, вымученные стихи, которые мне самому не нравятся. И, наконец, наиболее частый вариант – «первая строчка от бога». Приходит она в голову и не отпускает, пока не будет оформлена всеми положенными ей виньётками в полноценное стихотворение. Причём по порядку именно первой она почти никогда не оказывается. Так что, рифмы и аллитерации являются для меня ариадновой нитью. 

 

ТГ: Старое правите? 

 

Сотона: Бывает. Чаще после получаса безнадёжных попыток исправить очевидный мне ляп, сдаюсь и бросаю. Но иногда делаю удачные правки и поражаюсь, как я мог часами ломать голову в поисках нужного слова, когда вот оно – на поверхности. Такие случаи радуют, особенно, если в хорошем стихе одна-две корявости сводят на нет все изящество и остроумие. 

 

ТГ: Попробуйте дать парочку важных и очень четких и конкретных рекомендации пишущим стихи. Например, «избегайте четырех согласных подряд» или что-то подобное. 

 

Сотона: Чётких дать не могу. Во-первых, правила стихосложения – это не СНиП, а во-вторых, я сам всегда плевал на любые нормы и правила. Поэт должен быть свободен от любых условностей, только тогда он сможет написать что-то незаурядное. А всех этих правильно сконструированных, мелодично звучащих и написанных в полнейшем согласии со всеми нормами русского языка ниочёмных никчемушек и так намарано предостаточно. Могу лишь сказать, какие три характеристики важны для меня, чтобы набор лучше или хуже рифмованных строк признать стихотворением. 

 

Три критерия от Сотоны 

 

Первое – плотность. Ни единого слова, без которого не пострадает смысл, быть не должно. Это как минимум, а как максимум, каждое должно содержать несколько возможных смыслов. Например, широкое использование аллюзий, хотя и не обязательно. 

 

Второе – метафоричность. Никому нафиг не нужны песни якутов. Стих – набор образов, по возможности ярких и затейливых. И упаси боже от штампов. 

 

Третье – парадоксальность, она же анекдотичность в хорошем смысле этого слова. Т.е., нужно не только сказать что-то осмысленно-связное, но необходимо, чтобы в итоге сказанное явилось неожиданностью для читателя. 

 

ТГ: Вы пользуетесь в своих стихах так называемой ненормативной лексикой. Зачем с вашим-то словарным запасом? Эпатаж? 

 

Сотона: Да ну на хуй! Я никого не собираюсь эпатировать обсцентными оборотами, либо красоваться ими. Я, блядь, так разговариваю! Это органично для меня. И менять себя в угоду жвачно-ханжеской публике не собираюсь. Если слово есть в языке – оно должно звучать, иначе это не слово. А любителям всевозможных табу могу посоветовать отрезать или заштопать свои первичные гендерные причиндалы и отправляться бить поклоны боженьке. 

 

ТГ: (оробев и дрожащим голосом) Я матерюсь... 

 

Кого из современных сетевых поэтов, кроме сотоны, вы могли бы порекомендовать почитать на Альтерлите, в АльмаНАХе, на Стихире? 

 

Сотона: На Альтерлите – Жуков, на УК – Гипсон, он же Маслов на Стихире. Еще на Стихире, пожалуй, Лешек и Романькова, в АльмаНАХе – Скокова, она же Сикоку. 

 

ТГ: Где вы бывали в течение своей жизни, какие края видели? Какое из увиденных мест поразило вас больше всего и чем? 

 

Сотона: Не так уж много где был – десяток европейских стран, три в Азии и одна в Африке. Плюс – Россия вдоль и поперёк. Но чем дольше живу, тем отчётливей понимаю – в любой точке земного шара пространство в радиусе ста метров от моего дивана имеет минимальные различия. А запомнилось больше всего – рассвет над Атлантикой на побережье острова Мэн, закат над Иссык-Кулем, тихоокеанский песок Итурупа, спрессованный до состояния асфальта, и тотальный салют по поводу миллениума над Сиамским заливом. Но краше всего озёрный рай моей души – Суоми. 

 

ТГ: И в финале традиционный вопрос о творческих планах? 

 

Сотона: Планов нет, как, впрочем, и никогда не было. Хотелось бы написать прозу на тему «Мухи и тошнота исканий Пьера Колфилда в свете житейских воззрений кота Мурра». Естественно, на автобиографическом материале. И написать это с такой степенью откровенности, что ни Сорокину, ни Фаулзу не снилось. 

 

ТГ: Спасибо, Виктор, за интервью! Удачи вам и творческих успехов! 

 

Сотона: И тебе. 

 

16 ноября 2010 г. 

 

Интервью с Сотоной / Татьяна Грин (tatyanagrin)

2012-11-02 13:58
Красавиц знойных видно издали / Сергей (ZigZag)

Я зацепился взглядом намертво
За бесподобный силуэт,
И всё на миг в округе замерло,
Сведя проблемный день на нет.
Красавиц знойных видно издали
В потоке статусных машин,
Но суть их смыта блёсток брызгами,
И не добраться до души.

Чуть пошептавшись с личным опытом,
(Ему я верю одному),
Вдруг понял, что чужое золото
Не затенит мою жену.
Красавиц знойных видно издали / Сергей (ZigZag)

2012-11-01 07:02
Анатолий Вассерман рассказал, как он читает / Татьяна Грин (tatyanagrin)

Наверное, каждому из нас приходилось задавать другим или слышать в свой адрес вопрос: «Что читаешь?» Люди читают, делятся впечатлениями от прочитанного, рекомендуют или, наоборот, не рекомендуют что-то прочесть, и почти всегда за рамками главного читательского вопроса — «Что читаешь?» — остается другой: Как? 

 

Не сомневаюсь, что одному из самых заядлых книгочеев Анатолию Вассерману неоднократно приходилось рассказывать, что он читает! Меня это тоже всегда интересовало! Кто же устоит перед желанием спросить у легендарного знатока и эксперта, что он читает и что рекомендует почитать мне? 

 

Покрасуюсь в лучах чужой славы и признаюсь — усиленно работая над формированием среди себя цельной картины мира и следуя рекомендациям легендарного Онотоле, я прочла книги Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг», Станислава Лема «Сумма технологии», Ричарда Докинза «Слепой часовщик» и Дэвида Дойча «Структура реальности»! Не без пользы для себя удовлетворила неуёмное любопытство, что же читает Вассерман и, может быть, именно это заставило меня обратиться к Анатолию Александровичу с другим вопросом: Как читает Вассерман? 

 

Есть утверждение, что «Вассерман читает в любую свободную минуту» и что «Анатолий Вассерман читает книги в инфракрасном диапазоне со скоростью до 1250 Тбит/с на расстоянии до 900 световых лет». Все это здорово, но хотелось получить информацию, так сказать, из первоисточника и я тут же услышала в ответ: 

 

АВ: Да, я действительно стараюсь читать в каждую свободную минуту. Читаю в любых условиях, позволяющих держать текст далее 20 см от глаз. Такое расстояние — минимум, предотвращающий близорукость. Лет 45 назад я узнал о нём и стал его соблюдать и развитие моей близорукости прекратилось. 

 

ТГ: А Вы не можете припомнить самое необычное место или обстановку, в которых приходилось читать? 

 

АВ: Нет, ничего такого не помню. Вероятно, не счёл это необычным. 

 

ТГ: А какая, на Ваш взгляд, самая удобная обстановка для чтения? 

 

АВ: Комфортнее всего, на мой вкус, читать сидя в кресле или лёжа, при ярком освещении из-за спины или сбоку, в тишине или на фоне телевизионных новостей. Их отслеживание — часть моей работы. За едой тоже читаю. Более того, еда без чтения или беседы с сотрапезником кажется мне менее вкусной. 

 

ТГ: Если вспомнить Ваш типичный, самый обыкновенный день, то сколько от 24-х часов у Вас занимает сон — во сне даже Вы, наверное, не читаете — и сколько чтение? В остальные подробности не будем вдаваться! 

 

АВ: Сплю обычно 4-6 часов в сутки, в выходные стараюсь выспаться впрок. Читаю, включая чтение с компьютера, 6-9 часов. 

 

ТГ: А самый необычный носитель, с которого Вам приходилось читать? Не приходилось просматривать Моисеевы скрижали, свиток папируса с мемуарами Аменхотепа или вытатуированную у кого-нибудь на спине X главу из "Евгения Онегина"? 

 

АВ: Увы, тут всё тривиально. Разве что запомнились несколько забавных случаев, когда обнаруживал опечатки и смысловые ошибки в музейных аннотациях к экспонатам. 

 

ТГ: Прочитанное конспектируете? Делаете какие-нибудь пометки? 

 

АВ: К сожалению, так и не обзавёлся привычками отмечать прочитанное или делать выписки... Возможно, потому, что неплохо запоминаю факты. Правда, источники этих фактов помню куда хуже, что зачастую осложняет поиск подтверждающих ссылок. Впрочем, основные мои занятия требуют не подтверждений, а только высказывания собственного мнения. 

 

ТГ: Загибаете ли Вы листы? Кладете книги в развернутом виде обложкой вверх? Чем закладываете страницы? 

 

АВ: Изредка кладу книгу обложкой вверх. Для книг, которые ношу с собой, пользуюсь пружинной закладкой из упругого листа металла, захватывающей страницу с обеих сторон — купил ее когда-то в сувенирном магазине. Пометок в книгах не делаю и листы не загибаю. 

 

ТГ: Читаете быстро? Учились ли специально каким-либо методам скорочтения? 

 

АВ: Читаю примерно 500 слов в минуту. Специально не учился этому, просто у меня высокий темп внутренней речи и, увы, довольно медленная речь вслух. При чтении воспринимаю текст, вроде бы, полностью и ещё обдумать успеваю. 

 

ТГ: Приходилось ли Вам читать книгу без начала и конца — сгоревшую, порванную? 

 

АВ: Кажется, приходилось, но точно не помню. 

 

ТГ: Бывало ли, что ради чтения Вы пренебрегали другими занятиями или даже обязанностями? 

 

АВ: Да, довольно часто читаю до последнего момента, а потом в лихорадочной спешке навёрстываю упущенное. 

 

ТГ: Пользуетесь ли Вы «электронными» книгами и другими современными устройствами, с которых можно читать, кроме классического компьютера, разумеется? 

 

АВ: Предпочитаю обычные книги. Хотя и «электронная» пару лет назад досталась в порядке рекламной акции. 

 

ТГ: По Вашему мнению, как могут измениться носители текста в обозримом будущем? 

 

АВ: Скорее всего, электронная бумага изрядно потеснит обычную. Но и обычная останется, ибо электронные копии легко изменить, а заменить многие тысячи бумажных экземпляров почти невозможно, так что в качестве исторических свидетельств они надёжнее. 

 

ТГ: Вы читаете несколько книг одновременно или не начинаете чтение другой пока не окончили читать предыдущую? 

 

АВ: Чаще всего читаю одну книгу дома и другую в дороге. 

 

ТД. Бывало ли, что в сердцах от прочитанного Вы бросали книгу в огонь, в окно, в мусорное ведро? 

 

АВ: Насколько я помню, ни разу такого не делал. 

 

ТГ: Попадались ли Вам книги, которые, не смотря на очень важное, нужное и интересное для Вас содержание, Вы не смогли читать из-за формата, оформления, шрифта, иллюстраций и т.п.? 

 

АВ: Нет. 

 

ТГ: Вы читаете предисловия и послесловия в книгах? 

 

АВ: Да. 

 

ТД. Если Вы вдруг не можете с первого раза уловить смысл прочитанного, то что предпринимаете — пропускаете и читаете дальше или прерываетесь до тех пор, пока не разберетесь? 

 

АВ: Чаще всего стараюсь разобраться. Если вижу, что мне для этого не хватает знаний — иду дальше в надежде, что по ходу дальнейшего чтения дело прояснится. 

 

ТГ: Вам хотелось когда-либо декламировать прочитанное, наслаждаясь звучанием текста, его экспрессией? 

 

АВ: Разве что стихи. Прозу читаю вслух, если хочу поделиться с собеседником её содержанием. 

 

ТГ: Если Вам встречается в тексте незнакомое слово — Вы стараетесь понять его смысл из контекста или пользуетесь словарем? Не выписываете слова, чтобы изучить потом? 

 

АВ: Не выписываю. Стараюсь понять по общему смыслу фразы, а если компьютер под рукой, лезу в Интернет. Правда, такое случается редко. 

 

ТГ: Вы помните самую первую самостоятельно прочитанную Вами книгу? 

 

АВ: Нет. Это было в три с половиной года. 

 

ТД. На Ваш взгляд, у Вас хорошая зрительная память? Помните ли Вы зрительно хорошо знакомые вам фрагменты текста? Их положение в книге? 

 

АВ: Нет, к сожалению, расположение фрагментов текста не запоминаю. Хотя сами фрагменты зачастую всплывают перед глазами в печатном виде. 

 

ТД. Сильно ли с течением времени изменились Ваши жанровые предпочтения? 

 

АВ: С 15 лет предпочтения мало изменились. Из беллетристики — фантастика и, изредка, детектив. Публицистику читаю обильно, а в последние пару десятилетий — ещё и по роду своих занятий. Научно-популярной литературой интересуюсь с первых школьных лет и по сей день. Научную читаю по своей текущей специальности, в институте — теплофизика, там же и после него до середины 1995-го — программирование, с 1992-го — общественные науки. 

 

ТГ: Какими Вы видите перспективы чтения бумажных книг и чтения вообще? Как Вы думаете, в будущем, при обмене информацией мозг-мозг или мозг-технологическое устройство напрямую, может чтение как таковое исчезнуть совсем? 

 

АВ: Это не исключено, но вряд ли желательно. Если информация поступает в мозг быстрее, чем он успевает её анализировать — она воспринимается некритично и может препятствовать пониманию реального мира. 

 

ТГ: Вы вели когда-нибудь список прочитанных книг? Не можете ли припомнить каких-либо количественных показателей? 

 

АВ: Список никогда не вёл. Прочёл примерно сотню метров «в толщину» книг и примерно столько же журналов. 

 

На этом я просто не могла не закончить задавать вопросы, т.к. мне срочно потребовался калькулятор! Я взяла «Энциклопедический словарь», штангенциркуль и сделала контрольный замер: 56 мм 1595 страниц. 

 

Беру калькулятор и считаю: 100 / 0,056 х 1595 = 2848214 страниц или 7120 книг по 400 страниц или... 

 

Господа, читайте! Читайте, господа! Должно быть стыдно рядом со ста метрами Анатолия Вассермана маячить двумя сантиметрами, один из которых «Букварь»! 

 

Анатолий Александрович, спасибо, что ответили на мои вопросы! Удачи и благополучия!  

Анатолий Вассерман рассказал, как он читает / Татьяна Грин (tatyanagrin)

2012-11-01 06:47
Эпиграммы / Татьяна Грин (tatyanagrin)

На отставку мэра г.Москвы Ю.М.Лужкова

Не пугают мэра полумеры –
Мэру только чем ни угрожали...
Если почему-то ставят в мэры,
То из мэров лучше бы сажали!

Режиссер фильма «Как я провел этим летом» А.П.Попогребский

Кому таланта не дано
На выбивание бюджета,
Тот снимет осенью кино,
Как всех провел он этим летом!

Андрей Малахов и Геннадий Малахов

Андрей – артист! Геннадий – тоже!
Хотя и разные на вид.
Второй нас лечит так похоже
На то, как первый говорит!

На рукоположение Федора Конюхова в сан иподиакона

Гордынею он больше не грешит
В сан возведен и наделен приходом!
Но как же быть, коль снова он решит
Пройти вокруг планеты крестным ходом?

Анатолий Вассерман

Он искушен во всем и лишь одной науки
Запретные плоды он избегал вкушать!
Изнемогает плоть и знают только руки,
Как трудно столько лет мужчину искушать!

Леонид Якубович

Ему по барабану – он в эфире!
А нам с какой ни глянуть стороны –
Пожалуй, не найдется в этом мире
Чудесней поля и дурней страны!

Депутаты

Как ни искали, но еще ни разу
Не довелось найти бесплатных нам
В Роснефти – нефти, у Газпрома – газу,
У депутатов – совести хоть грамм!

Волочкова в рекламе Сникерса или "Поцелуй меня в пачку"

Пуанты, пачка – все пучком!..
Бросок в корзину трехочковый!
В рекламе крутится волчком
Анастасия Волочкова!

Моше Кацав

Экс-президента Израиля Моше Кацава признали виновным в двух изнасилованиях

Сейчас уже ослаб, но был ходок по бабам,
И признавал в суде, что целовал их в шеи!
А мог бы вместо баб он приставать к арабам,
Что, в общем, хорошо для всякого еврея!

Николай Валуев

На чем стоит сей питерский колосс,
Прослывший всех сильнее во сто крат?
Баскетболист, актер, единоросс...
Ну, и боксер...
Везде великоват.

Доминик Стросс-Кан

Напал на даму! Надругался! Боже!
Что это – правда или просто утка?
Неужто заплатить уже не может
Валютный фонд валютной проститутке!

Усама бен Ладен

Для ЦРУ затеял по заказу
«Аль-Каиду»
И с Бушем был на «ты»!
Но не позвали в Белый Дом ни разу –
Такие вот дешевые понты!

И так житуха, как с огнем аллегро!
А тут Обама, рейтинг... Прямо край!
Скажите мне, за что убили негры?
Араба замочили, ай-яй-яй...

Григорий Лепс

Шансон убогий и попсу уродскую
Снося почти что на пределе сил,
Крещусь на купола: "Дай Бог, Высоцкого
Лепс перепел бы, но не перепил!"

Михаил Прохоров

Он, конечно, не птица
И пока не летает,
А для счастья всегда ерунды не хватает!
Да и вляпаться чья бы душа ни хотела
В баскетбол, в ё-мобиль или в "Правое дело"?

Витас

Что тут ломаться – быть, конечно, лестно
Кумиром миллионов в Поднебесной!
И даже на китайском можно храбро
Заголосить, когда возьмут за жабры!

Михаил Саакашвили

Грызть галстуки и задницы лизать –
Для многих это контрпродуктивно!
Но он не раз сумел нам доказать,
Что одарён весьма альтернативно!

Муаммар Каддафи

Было написано до его убийства

В Триполи, в Бенгазе ли
Муаммара сглазили!
Задемократят молодцА
С джамахирией до конца!

Николай Басков

Ах, дайте место на вокальном троне,
Ведь я артист и golden Voice of Russia!
Есть изумруды и в моей короне –
«Блондин», «Шарманка», «Золотая чаша»!

Березовский и Абрамович

Написано, когда между ними началась судебная тяжба

Проклятие воров – гореть при дележе!
Снедает жадность их и как ослов по кругу
Все гонит, а они, в сто первый раз уже
Всех обокрав, теперь воруют друг у друга.

Сильвио Берлускони

Богатенький Пиноккио, проказник Пульчинелло!
Любил себя и девушек, рулил по мере сил!
17 лет в политике мгновеньем пролетело,
И кризис Берлускони подкосил...

Иван Ургант

Сократа ль ум, богатство Креза ли
Ему гадалки предсказали,
Но, к счастью, не язык обрезали,
Когда младенца обрезали!

Германия и турки

В ноябре прошлого года исполнилось 50 лет соглашению о трудовых мигрантах между ФРГ и Турцией

Давно уж пора скорректировать флаг,
Но тянут и тянут резину –
То баб не пускают в чадре в бундестаг,
То в Кёльнский собор муэдзина!

Нобелевская премия мира

Ослов и в Осло, словно свечек в храме!
И от ума большого эта рать
Вручила как-то премию Обаме,
Ну, а теперь стесняется забрать!

Михаил Жванецкий

Вот че, Михалыч! Видишь, как оно...
Здесь все плевать умеют мимо урны!
Когда страна, куда ни кинь – говно,
То у нее вполне по ней дежурный!

Кандидаты в президенты США

в самом начале предвыборной компании Ромни, Санторум и Пол лидировали среди кандидатов-республиканцев в Айове

В заштатной Айове не густо народу,
Но судят – олрайтно, но рядят – окейно –
Есть три кандидата – совсем не уроды!
Ну как не уроды – чуть лучше Маккейна!

Госпожин Меркази

Меркель и Саркози требуют как можно скорее принять меры по борьбе с кризисом

Вот уж множество дней
Еврозона бузит,
А смотрящим на ней –
Госпожин Меркази!

Уж не раз он вещал –
Мол, живем натощак!
И совсем отощал
Европейский общак?

Фильм "Жила-была одна баба"

История развернута не слабо! –
Не уложить так просто в голове!
Узнала я – жила одна там баба,
А может быть, там жили даже две!

Свободная пресса

Читаю прессу и скулю от скуки!
Такое пишут – будто б дураки!
Когда у них писать свободны руки,
То, почему-то, в жопе языки!

Дмитрий Рогозин

//Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин посадил два тополя на территории своей резиденции в Брюсселе.
«Решил оставить что-то доброе в память о своей работе при НАТО, поэтому посадил тополь. Думаю, тополю в НАТО самое место», – написал Рогозин в своем микроблоге в Twitter.//

Рогозин с НАТО обошелся лихо –
Друзей заклятых надобно любить –
Два тополя всадил на их Плющиху,
А мог бы кол осиновый забить!

Лига избирателей

Учредители – журналист Леонид Парфенов, писатель Борис Акунин, поэт Дмитрий Быков, музыкант Юрий Шевчук, телеведущая Татьяна Лазарева, писательница Людмила Улицкая, а также блогеры Рустем Агадамов и Илья Варламов. Лига займется защитой прав избирателей, которые сейчас "никем не защищаются"

Народ убог и глуп, его гнетут и доят!
На шее упырей и нечисти – не счесть!
Но думать начинать ему и впредь не стоит!
Зачем, когда на всё умы такие есть!

Борис Березовский

Опальный олигарх призывает Патриарха Кирилла помочь «опомнится» и уйти в отставку Владимиру Путину

Он русской революции зерцало –
Одеть в сермягу да подпоясать!
Он Патриарху пишет – скромный малый!
А мог бы прямо Господу писать!

Борис Акунин

Акунин написал колонку «Давайте не спешить побеждать в России» для International Herald Tribune

Еще один учитель и пророк!
Теперь не говорит – вещает чаще!
В руке его летавшее перо
Мы зрим, увы, из задницы торчащим!

Григорий Явлинский

ЦИК: Григорий Явлинский не будет зарегистрирован кандидатом на пост президента РФ

Вновь горе у Григория, гнетут его напасти!
Его за ксерокопии не взяли в кандидаты!
Ну, пожалел бы ЦИК его и пожалели власти
И дали ксерокопию мандата!..

Алексей Венедиктов

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов заявил, что решил удалить с сайта письмо Березовского после того, как ознакомился с некоторыми комментариями читателей

Жрец катаклизмов он!
Провидец жерминаля!
И от него душок
То серный, то болотный!
Он как в дерьме клинок –
Хоть из дамасской стали
И очень крепкий, но...
Увы, нечистоплотный!

Елена Батурина

Батурина готова приехать в Россию на допрос, если российские власти гарантируют ей возможность возвращения за границу

Она при явке и на Божий суд
Надменно рожу скорчит и не охнет,
Уверовав – сейчас ей принесут
Гарантии, что будто б не подохнет!

Шварценеггер и Сталлоне

Известные голливудские звезды Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне так перетрудились на съемочной площадке, что попали в больницу

Площадку песком посыпали совместно,
Искрили, наверно, на тысячу вольт!
Шипит Шварценеггер: Нормально, Сильвестр?
И стонет Сталлоне: Отлично, Арнольд!

Юлия Тимошенко

Юлия Тимошенко дала согласие на обследование международной комиссией медиков

Со всех краев врачей собрали кучу,
Теперь по миру прогремит молва,
Когда они посмотрят и озвучат
Диагноз: политически мертва!

Папа Римский Бенедикт XVI

Папа Римский Бенедикт XVI намерен проповедовать через Twitter

Заблудшие стада безропотных овец
На Твиттере узрел Святой Отец!

И молвил, что пришла пора открыть дорогу
В Геенну соцсетей Апостолам и Богу!

Сергей Светлаков

20.01.2012 в Москве состоялась премьера фильма «Камень» с Сергеем Светлаковым в главной роли

Крутые триллеры снимают мастера –
Сюжет красивым кукишем загнули!
На этом «Камне» высекли Петра!
А кто порол?
Конечно, Ваня Дулин!
Эпиграммы / Татьяна Грин (tatyanagrin)

Жасмин / ВОЛКОВА НИНА (NinaArt)

* * * / Ксения (salvation)

2012-10-31 13:33
Все ли вышли из гоголевской шинели? / Татьяна Грин (tatyanagrin)

Перешивали много раз – напрасно!
Каким бы ни был цвет воротника,
Сидит она, как правило, ужасно,
Но упразднять не думают пока!

В ней каждый чин, укутанный по уши,
Как в коконе – их мода не берёт!
В шинелях все – и важные чинуши,
И маленький чиновничий народ!

Они как мы?
Нет, я не верю! Враки!
Чиновник – у него иная стать!
Он пуп земли! Зовут его Акакий!
Он Бога может справками достать!

Попросит заглянуть через неделю...
Спустя неделю снова за своё...
Как рыцарь в латах, он в своей шинели,
И никогда не выйдет из неё.

Все ли вышли из гоголевской шинели? / Татьяна Грин (tatyanagrin)

2012-10-31 09:05
Нарисую дом на холме... / Елена Ковалева (Evita)

Нарисую дом на холме и деревья рядом.
Прочные стены легко проницаю взглядом:
Скатерть в цветах и шторы цвета шафрана,
Будем кофе пить по утрам, но не слишком рано.
За окошком платаны, вязы… – покой и воля.
Я тебе почитаю сказку про Мумми-Тролля,
Ты положишь мне голову на колени,
Будешь спать под шорох листвы и пенье
Птиц в саду – коноплянки, чижа, синицы….
Пусть когда-нибудь нам это все приснится.

Нарисую дом на холме... / Елена Ковалева (Evita)

2012-10-31 06:48
“Голоса, беспокойство...” / Щепелев Александр (Shchepelev)

Голоса, беспокойство, над башнями дым,
Пелена перед солнцем, снегов серный грим.
Запоздалый гонец всё запомнил, шутя,
На промасленном змее над миром летя.

Донесенья крылаты, конверты легки,
Сургучом в них закляты чужие листки.
Знает он, не читая: то бред и стихи.
Циркуляры, сгорая, закатно ярки.

Ночь предложит активность унять, но не всем.
Вспышки воли живущих не гаснут совсем:
Мотыльки копошатся на ветхой стене,
Астронавты опарышами на Луне.

Бдит привязанный к рее бесстрастный пилот.
Лишь крушение змея ход сна оборвёт.
А пока что небесный беглец невидим,
Несуществен и молод для облачных льдин.

“Голоса, беспокойство...” / Щепелев Александр (Shchepelev)

2012-10-30 22:28
Вслед Васильевскому / Ирина Рогова (Yucca)

Игорь Царев
Линии жизни пересекая, ларьков обходя паршу,
Призрак Иосифа бродит любимым островом...

Жизнь приходит, проходит, уходит, -
большенога, боса словно хоббит,
да еще и с собою уносит
что-то нужное, вот и Иосиф
уже призраком стал, -не с усами,
а другой, ну да знаете сами...
И уже не форштевнем волну
ты взрезаешь, а смотришь в корму...
На Васильевском пена от пива,
а хотели чтоб было красиво.

Вслед Васильевскому / Ирина Рогова (Yucca)

Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...160... ...170... ...180... 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 ...200... ...210... ...220... ...230... ...240... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1100... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350... 

 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.145)