Arifis - электронный арт-журнал

назад

2006-01-22 20:12
ЮДИФЬ / freddy romm

Снаружи полыхала раскалённым маревом беспощадная аравийская жара. Юдифь отодвинула локтем лёгкую прозрачную занавесь, обеими руками удерживая поднос, подобострастно улыбнулась и мягкими шагами прошла в трапезную. Повелитель с милостивой улыбкой посмотрел на неё.  

- Прошу вас, о Повелитель! Отведайте трапезу!  

Юдифь встала перед Повелителем на колени, смиренно опустив глаза вниз, и протянула к нему блюдо с пловом. Глаза были опущены не только потому, что рабыня должна быть покорна, но и по другой причине.  

* * *  

Ещё несколько месяцев назад она вовсе не была жалкой рабыней. Она жила вместе со своими близкими – отцом, раввином Исааком, матерью, братьями и младшей сестрой, – в Хайбаре, одном из цветущих оазисов Аравийской пустыни, к юго-востоку от Иерусалима. Отец учил всех своих детей мудрости далёких предков, пришедших когда-то из Египта на Землю Обетованную. Кроме них, в оазисе жили ещё многие еврейские семьи, чьи предки когда-то давным-давно бежали из Палестины в страхе перед беспощадными римскими легионами. Евреи жили в дружбе и согласии с местными арабами, и ни тем, ни другим не могло прийти в голову, что вскоре нагрянет беда.  

В один страшный день пришли завоеватели. Такие же на вид арабы, как те, что жили мирно в оазисе. Тихие лужайки огласились стонами раненых, чистые водоёмы покраснели от крови погибших. Те из арабов, которые отказались принять волю поработителей, были умерщвлены. Такая же судьба постигла и большинство еврейских обитателей этого ещё недавно райского местечка. Юдифь и её сестра были захвачены победителями. Сестру увели куда-то на восток, а Юдифь удостоилась чести стать невольницей самого Повелителя.  

* * *  

- Подойди ко мне, крошка! Не бойся! Я знал, что ты станешь хорошей девочкой!  

Повелитель благосклонно указал Юдифи место на ковре, у своих ног, величественно погладил бороду и приступил к трапезе. Юдифь поклонилась, сложив ладони в знак благодарности, и села на указанное ей место. Она старалась не смотреть, как Повелитель изволит кушать.  

* * *  

Повелитель немедленно обратил внимание на красоту и незаурядный ум пленницы, но Юдифь далеко не сразу стала образцовой рабыней. Много раз её наказывали за непокорность, избивая кнутом, сажая в яму, однажды поставив клеймо и неоднократно угрожая содрать с неё кожу, осыпать солью и бросить умирать посреди огненной пустыни. Наконец, она уступила. Она приняла ислам, тихо проклиная про себя ту книгу, которой должна была отныне поклоняться. Убедившись, что она исполняет все предписания, евнухи допустили её к услужению Повелителю.  

* * *  

Повелитель вдруг поперхнулся и закашлялся. Кусок мяса выпал у него из глотки.  

- Что... что это? – сиплым голосом спросил он у Юдифи, указывая на блюдо.  

- М-может быть... повара переложили перцу? Я схожу на кухню, попрошу, чтобы они дали плов без перца, – услужливо вскочила Юдифь, в глубине души моля только об одном – чтобы Повелитель тотчас же отправил её на кухню.  

Повелителю, однако, было не до того. Он зашёлся кашлем, лицо его побагровело, затем посинело, глаза вылезали из орбит...  

Евнух, заметивший, что Повелитель выронил изо рта мясо, подхватил кусок, проглотил почти не жуя... мгновение стоял не шевелясь, а потом упал на пол и забился в судорогах.  

Юдифь выскочила наружу. Она скинула нелепые туфли без задников и что есть силы помчалась, босиком по раскалённым камням, мимо толп арабов, как можно быстрее, как к спасению, в самое пекло пустыни. Сзади неё раздался зычный мужской крик:  

- Хватайте её, правоверные! Казните самой лютой смертью! Эта подлая отравительница только что убила нашего обожаемого Повелителя, великого и бесценного Пророка Мохаммеда!  

 

ЮДИФЬ / freddy romm

2006-01-22 20:10
ЕРЕТИЧКА, КЛЯТВОПРЕСТУПНИЦА / freddy romm

Действующие лица:  

Жанна, в чёрном мужском платье, выглядит усталой, измученной.  

Епископ, одет в сиреневое.  

Изамбар, одет в чёрное.  

Замок Буврёй, Руан, утро 28 мая 1431 года. На протяжении пьесы звучит стилизованная средневековая музыка. С начала диалога над головой Жанны появляется слабое светло-синее сияние, которое постепенно усиливается, к концу встречи превращаясь в яркий ореол святости. Жанна разговаривает негромким покорным голосом, за исключением тех случаев, которые оговариваются отдельно. Епископ разговаривает кротко, часто крестится. Музыка звучит сперва громко, затем быстро утихает до едва слышной мелодии.  

Камера, где заточена Жанна. Она лежит на железной кровати посреди камеры, прикованная. Входят Епископ и Изамбар.  

Епископ (Изамбару, указывая на Жанну). Вот, брат Изамбар! Как видите, она нарушила клятву и снова надела мужскую одежду!  

Изамбар (крестится, затем обращается к Жанне). Как же так, Жанна? Ведь ты поклялась никогда более не носить мужское! Поклялась – всего лишь три дня назад! Неужели ты не понимаешь, что это для тебя означает? (Пауза. Жанна не отвечает.) Может быть, тебя принудили надеть мужское платье?  

Жанна. Нет, сударь. Я надела его сама. Добровольно.  

Изамбар (крестится). О Святая Дева! Жанна! Ты обрекаешь себя на страшную гибель! Ты же совершаешь самоубийство! Неужели ты этого не понимаешь?  

Жанна. Нет, сударь, не понимаю. Я всего лишь неграмотная деревенская девушка, и я слишком мало знаю, чтобы понять вас.  

Епископ. Жанна, но ты отреклась от своих заблуждений! Разве нет?  

Жанна. Так, сударь. Я была неправа. Теперь мне придётся отречься от своего отречения. Я понимаю, что это для меня означает.  

Епископ. Но ведь ты отреклась от Голосов?!  

Жанна. Да. Я отреклась от них... потому что их никогда не было.  

Изамбар (поражённый). Что? Как это – не было? Ведь ты всегда уверяла, что к тебе явились Голоса, повелевшие идти к дофину Карлу и короновать его!  

Жанна. Я лгала, сударь. Никаких Голосов не было, я их придумала.  

Изамбар (сбит с толку). Придумала? Зачем?  

Жанна. Ну кто бы иначе поверил, что какая-то пастушка способна вести в бой армию? А я была уверена, я знала, что смогу... справлюсь. Мне только нужно было, чтобы и другие в меня поверили. (Слабо улыбается.) Вот и всё!  

Епископ. Жанна, зачем это тебе понадобилось?  

Жанна. Не ищите глубокого смысла в поступках деревенской простушки, сударь.  

Епископ, Изамбар (вместе). И всё-таки?  

Жанна (садится в кровати. Говорит громко.) Просто потому, что я не могу видеть, как умирают от голода дети. Как солдаты истязают женщин. Как страшно погибают мужчины (ложится). Это очень глупо, я понимаю. Я готова нести ответ.  

Епископ. И что ты изменила? Ты ведь ничего не добилась. Дети всё равно погибают. Война продолжается, кровь по-прежнему льётся, теперь в этом есть и твоя вина. Однако, самое страшное – это то, что ты погубила свою бессмертную душу. Не надо было тебе вмешиваться. Разве тебе не объяснял священник в твоей родной деревне, что умершие дети и все невинные жертвы попадут в рай?  

Жанна. Да, мне объясняли, сударь. А всё-таки видеть это я не могу. Это глупо, я виновата. Наказывайте меня, я готова понести самую суровую кару.  

Епископ. Если дети умирают от голода, значит, так угодно Богу! (Музыка становится очень громкой).  

Жанна (садится на кровати, очень громко, перекрывая музыку.) Если Богу угодно, чтобы умирали дети, значит, Бога – нет! (Епископ и Изамбар испуганно крестятся. Музыка почти утихает. Жанна ложится, снова говорит тихо и покорно). Я знаю, что говорю страшную ересь. Я обречена на адское пламя. Но я ничего не могу с собой поделать. Если бы я могла начать всё заново, я бы опять поступила так же. А вы – делайте своё дело.  

Изамбар (робко). Зачем же так, Жанна? «Делайте своё дело» – это слова, которые говорят палачам. Мы ведь не палачи тебе? (Жанна отворачивается. Изамбар заходит с другой стороны кровати.) Ты ведь не считаешь меня своим палачом? (Пауза).  

Епископ. Брат Изамбар, оставьте её. Мы сделали всё, что могли. Нам остаётся только отсечь загнившую лозу, чтобы она не погубила весь виноградник зловредным тленом ереси. Пойдёмте отсюда. (Берёт Изамбара за руку и уводит. Тот шатается и спотыкается.)  

Изамбар (внезапно останавливаясь у выхода, поворачивается к Жанне, падает на колени, простирает к ней руки). Господи! Дай мне силу хоть на сей раз поступить неразумно! (Падает ниц. Музыка раздаётся очень громко. Жанна в сияющем ореоле. Занавес).  

 

ЕРЕТИЧКА, КЛЯТВОПРЕСТУПНИЦА / freddy romm

2006-01-21 17:01
Рассказ приказчика / Миф (mif)

Пообедал. Еду на работу.  

Приехал. Работаю.  

Заходит мадам. Хороша собой в шляпе с полями.  

~ Мне нужен телефон, а вы продаете, и у вас тут где?  

Я в ответ рукой, широко, с подтекстом:  

~ Барышня, можно прямо здесь…  

Похихикали, заходим. Я с порога, весь прямо вот такой, беру телефон в золотые руки и популярно исполняю про ту черную полосу в ее жизни, которая закончится сегодня, сразу по приобретении этого агрегата.  

Она стоит, шляпой дико соображает, жует губы, и выдает следующий текст:  

~ Молодой человек…  

Это я.  

Она говорит:  

~ Молодой человек. Если вы щажже, щажже! не скажете как вас зовут, то я захлебнусь собственной слюной насмерть, а записку я уже написала, по ней обвинят вас за вашу нечуткость и черствость к моим чистым чувствам.  

И на каждое «ч» делает мне губки.  

Я оценил. Назвался.  

Она:  

~ Меня Снежанна…  

Тогда я принял позу, открыл рот и сильно сказал, что мне нравится то, как она говорит.  

Мы обменялись любезностями, и перешли к коктейлю через два часа.  

Закат был обыкновенный. В углу зажимались влюбленные. Баян играл только для нас.  

Потом подали пиво с сухариками. Я красиво курил, она манкировала.  

Вечер лился бурной рекой, зажатой в крутых берегах моего бюджета.  

Танцы застали нас врасплох. Я из приличия предложил, она от испуга согласилась. Неловко вышли и знатно вдарили. Я – хип-хоп, она – сиртаки, я – «Польку бабочку», она – па де-де…  

Шумим. Хохоча, рухнули за стол.  

~ Ай, да!..  

~ Ну, ты!..  

И тут я тонко сходил:  

~ Поехали ко мне!  

Она сделала глазами, после чего разыграла классический гамбит с выигрышем фигуры при потере темпа, по диагонали прикрылась ресницами и затаилась.  

В этом месте я напрягся и засвистел, что мне до такой истерической икоты было радостно с ней познакомиться, что вся скорбь от столь скорого расставания с ней – исключительно демонически сексапильной особой – совершенно невыносима! Но, увы и ах, не сложится этой ночью. Не состоится.  

Параллельно с текстом я дал длинный гудок и стал энергично растворяться в пейзаже, ракируясь.  

Был эндшпиль и здесь она этому положила конец. Наши руки сомкнулись, и мы разжали их только два раза: когда платили по счету и когда надевали презерватив…  

Потом светало. Лысый гватемалец за окном дудел на саксофоне цыганский романс, сидя на ящике из-под сгущенки.  

Утром я скоро снова стал хорош собой и гладко выбрит, в то время, как она поблекла в самых неожиданных местах.  

Мы быстро выпили остывший жидкий растворимый кофе, и она оставила мне на щеке прощальную помаду…  

Я был собой доволен до тех пор, пока с неожиданно отчетливым ужасом сообразил:  

«Да чтобы вот так, ради каждого поганого телефона!…» 

Рассказ приказчика / Миф (mif)

2006-01-21 12:53
Заложники перемен / Анастасия (ZanozA)

 

Вчера был какой-то странный день – все как сговорились. По телевизору, который я смотрю достаточно редко, говорили о насилии над подростками и насилии подростков. При обсуждении стихотворения на одном из ресурсов необъятного рунета эта тема стала тоже очень остро. Правда, как и положено, на нашем (да и не только на нашем, наверное) телевидении, всё закончилось вялым многоточием, сопровождаемым истеричными выкриками некой дамы об ужасном поколении подростков и растлевающих фильмах на наших каналах. На сайте обсуждение совсем ничем не закончилось. А жаль! Ведь это такая «серьёзная» проблема, а используется только для поднятия рейтинга ток-шоу в спекулятивных целях.  

В этой статье я попробую осветить свой взгляд на данную проблему, не претендуя на истину в последней инстанции (чем грешат достаточно многие, как это не прискорбно). В последнее время на каждом углу только и слышишь: «Вот молодежь пошла! Одни бандиты, да лентяи! Вот в наше время…». Эти фразы воспринимались бы достаточно спокойно, если бы звучали из уст старшего поколения – наших бабушек и дедушек. Но говорят-то все, кому ни лень. Вплоть до моих ровесников. А я себя к старшему поколению совсем не отношу. В этой небольшой статье я попробую рассмотреть и проанализировать основные причины, которые приводят к такому положению вещей и те распространенные доводы, которые используются для обоснования этих заявлений. Их, собственно, не так много.  

 

Наследие века перемен. (или ошибки воспитания)  

 

Если я не ошибаюсь, поколение считается сменившимся по прошествии 12 лет. Теоретически, за неполные 20 лет сменилось 2 поколения молодёжи. На самом же деле, как мне кажется, поколение сменилось только однажды. Причём – кардинально. И эта смена поколения произошла в начале 90-х…  

Да смены «обстановки» в нашей стране, существовали чётко обозначенные факторы воспитания. Это факторы были обоснованы идеологической составляющей и дополнены громадным влиянием общественного мнения. Практически не существовало разночтений в том, что, как и почему развивать в ребёнке. Любому ребёнку было гарантировано, как минимум, бесплатное общее образование (надо сказать, достаточно качественное). При наличии способностей и желания, не составляло получить и любое другое образование – от средне – специального, до высшего. В принципе, в то время для детей создавался неплохой климат для развития (только не надо забывать о том, что ограничения самовыражения всё же были, и немалые). Напомню, что гуманитарные специальности были столь же востребованы, сколь и технические. И тут наступила революция…  

В 1991 году произошли кардинальные перемены в стране. И многие вздохнули с облегчением. Но так ли всем была нужна эта свобода? И многие ли знали, куда её, собственно, девать. Мне кажется, что именно это событие, во многом, повлияло на нынешнее поколение, которое, почему-то, принято называть «пропащим». Старые ориентиры канули в лету, растоптанные и разорванные обезумевшей толпой (Кстати, здесь в голову невольно приходит мысль о сопоставлении событий 17 и 91 года. Нельзя сказать, что события очень похожи. Но параллели всё же есть «до основания разрушим, а затем…». Ох уж этот русский «Авось»!). А новых – не было. Своих – не было. Детей, подрастающих в то время, родители продолжали воспитывать по-старому в новых условия. Отсюда раннее «взросление», традиционное вышибание денег из «лохов» на каждом углу. Именно отсюда растут ноги у нынешнего шансона…Но об этом – ниже.  

Хочется сказать несколько слов о нынешнем отношении к учёбе. У меня, конечно, не настолько велик круг знакомых, у которых я могу спросить об их мотивации получения высшего образования. Но нынешняя система образования так и толкает всех к тому, чтобы получать его не из-за знаний, а только ради корочки. Среди всех моих немногочисленных знакомых не нашлось ни одного человека, который заявил бы, что первое высшее образование ему нужно для того, чтобы повысить свой уровень знаний. Все убеждали меня, что институт (университет, академия…) не дают абсолютно ничего, кроме возможности устроится на хорошую работу – прошли те времена, когда образование абсолютно не котировалось у работодателей. Вот только далеко не все, кто имеет диплом, смогли его подтвердить и закрепиться на этой перспективной работе…  

На основании всего вышеописанного, можно сделать следующие выводы: да, пробелы в методике воспитания, несомненно, были. Но родители были в этом виноваты настолько же, насколько муравей виноват в том, что он не умеет плавать в керосине. Неподготовленная смена государственного строя и последующие смутные времена сыграли немаловажную роль в том, что воспитательные ориентиры выбирались детьми, а не их педагогами по жизни.  

 

«Дяденька, угостите сигареткой…»(или потерянное уважение)  

 

Вы можете себе представить, чтобы 20 лет назад тринадцатилетний мальчик обратился с таким вопросом к зрелому мужчине? Я – нет… Практически все сейчас говорят о том, что у детей и подростков напрочь отсутствует чувство уважения по отношению к старшим. В этой главе мне придётся достаточно долго и красноречиво пожимать плечами по этому поводу…  

Да, как ни крути, а уважение к старшим куда-то растерялось за эти годы. Мало кто уступит место старушке в трамвае или поможет перейти дорогу слепому старику. Но это – закономерное явление при данной ситуации. И сейчас я хочу попробовать проанализировать, почему дела обстоят именно так.  

Начнём издалека – с армии. Ни для кого не является секретом, что в советское время молодой человек, не прошедший службу в вооружённых силах или отправленный из части по состоянию здоровья, считался совсем неинтересным кавалером. И те, кто попадал в такую ситуацию либо скрывали данный факт, либо, если это было невозможно, ретировались из родного города (деревни) так быстро, как только могли. С начала 90-х произошла кардинальная смена приоритетов молодёжи. Для начала, нас всех стали убеждать в том, что служба в армии не является непременным атрибутом настоящего мужчины. Более того, прохождение срочной службы в армии стало чревато не только потенциальными физическими расправами. Вслух стали говорить о том, что служба в армии приводит к умственной деградации молодого человека и не выполняет тех задач воспитания, которые перед ней ставятся. Естественной реакцией подавляющего числа молодых людей стало тотальное уклонение разными способами от этой процедуры. К чему это привело? Всё просто: жиденькая струйка желающих отслужить и небольшой ручеёк тех, кто не успел «отмазаться» не могла удовлетворить неумеренных аппетитов городских и районных военкоматов. По сложившейся ещё в советское время традиции, военкоматы стали всеми правдами и неправдами добирать недостающий контингент, чтобы не получит очередную выволочку от вышестоящего руководства. В армию забирали абсолютно всех, до кого могли дотянуться. Уже не смотрели на то, «сидел» молодой человек или не «сидел», является он наркоманом или нет, есть у молодого человека противопоказания к службе, или нет. В свою очередь, высшее руководство страны с завидной периодичность выпускало указы и поправки к законам, упраздняющие «ненужные» причины для отсрочки или непригодности к службе в вооружённых силах. Вот тут-то и началось самое интересное! Все правды и неправды о службе стали подтверждаться вполне реальными фактами. Служба стала реально угрожать здоровью юношей – ведь в армию попали те, кто при других условиях туда не попали бы никогда. В стране появились общественные организации, открыто противопоставляющие себя политике правительства. Практически всё старшее поколение начало опровергать свои же высказывания об армии… Большие и умные дяди с высоких трибун стали громогласно опровергать то, на чём воспитывалось подрастающее поколение. А тут ещё переходный возраст, становление собственного мироощущения и подростковое бунтарство… О каком уважении тут можно говорить?  

Второй основополагающий кирпичик вложили уважаемые всеми актёры, поэты-песенники и писатели. Начало было заложено «несравненным» в своей растлевающей мощи «Лесоповалом». Большие сильные мужчины без музыкального образования грубыми голосами в отсутствие музыкального слуха, пели песни о суровой «романтике» тюремных застенков. Всем известный поэт Михаил Исаевич Танич, основатель, идейный вдохновитель и продюсер «Лесоповала» с экранов центральных каналов говорил о своей тяжёлой жизни в лагерях и о том, что сейчас нужно говорить об этой стороне жизни России. Танич говорил о том, что слишком много людей провело лучшие годы в тюрьмах, чтобы молчать об этом. Он не хотел идеализировать лагерную жизнь… Но, как сказал Черномырдин, «хотел как лучше, а получилось, как всегда». «Лесоповал» не стал единичным событием на нашей эстраде. На волне его популярности, махровым цветом расцвёл «шансон»… Появилось множество «исполнителей», которые уже в открытую пели о «козлах-ментах» и «хороших- пацанах-по-понятиям». Это направление… кгхм… творчества и сейчас имеет очень обширную аудиторию слушателей самого разнообразного возраста. Держа нос по ветру, телевизионщики быстренько сняли бандитскую сагу о «хороших» парнях и об их трудовых буднях. Я говорю о сериале «Бригада»…  

Этот сериал можно считать знаковым по нескольким причинам. Во-первых, именно этот сериал окончательно перевернул с ног на голову всё, чему учили и о чём говорили раньше. Он сформировал достаточно устойчивую систему ценностей у молодого поколения (и не только у него). Во-вторых, учитывая огромную аудиторию и популярность этого сериала, нельзя недооценить его влияние на культуру страны в целом. За ним, как и за «Лесоповалом», полетели многочисленные ласточки, как в кино, так и в массовой литературе…  

Подводя итог этой части статьи, можно сказать примерно следующее. Ни о каком уважении к старшим сейчас не может идти и речи. Многое из того, что считалось почётным 20 лет назад, сейчас далеко не в почёте. Люди в форме потеряли свои позиции и откатились в рейтинге популярности на последние места. И пусть на первых местах «пацаны в красных пиджаках» продержались достаточно недолго, им на смену пришли правильные, образованные, со вкусом одетые и богатые жулики, сколотившие свой капитал во времена перестройки и приватизации. Теперь, оперируя своими деньгами, они перешли в сферу полулегального и легального бизнеса, тем самым, став «почётными гражданами» и законопослушными налогоплательщиками… примером для многих. Массы давно махнули рукой на государственных чиновников, ворующих без зазрения совести. Мелкие хулиганы не в почёте… да это и не важно – мелкая сошка никогда не пользовалась авторитетом. Страна не доверяёт никому из властьпридержащих, а выборы превратились в фарс… Люди впали в полное безверие. О каком уважении вы говорите, господа?  

 

Зрелища, достойные нас (или новые авторитеты)  

 

Ах! Как современные культурные деятели, политики рядовые обыватели любят обвинять в росте преступности и растлении молодёжи огромный пласт, который можно, в общем, назвать «массмедиа»… Так ли страшен чёрт, как его малюют?  

Телевидение, вне всякого сомнения, оказывает колоссальное влияние на умы общественности. Вот только не совсем так, как это нам хотят обрисовать. Давайте порассуждаем. Телевидение сейчас совсем не то, что было, скажем, даже 10 лет назад. Телевидение – это развлекательно-познавательный комплекс, который строго (в большинстве своём) мотивирован денежным фактором. На телевидении не будут показывать то, что никто не будет смотреть. Да, есть центральные каналы, которые, номинально, работают немного по другим правилам. Но суть от этого совершенно не меняется. Давайте поразмышляем об основных спорных аспектах современного телевидения и об их возможном влиянии на умы молодёжи.  

 

1. Американские боевики…  

 

Лет 5 назад можно было говорить о засилии американских боевиков на основных каналах России. Но такое ли коллосальное растлевающее влияние они оказывают на российскую молодёжь? Не знаю… Именно эти «американские боевики» сформировали моду на восточные единоборства и занятия в тренажёрных залах. Так ли это плохо? Несмотря на заявления множества государственных деятелей, мне кажется, что открытой пропагандой насилия тут и не пахнет. Скорее, можно обвинить в этом новые «русские боевики», которые запомнились максимально наглядными сценами насилия. Всё же американские боевики были больше похожи на «кино», чем русские. В русских ситуации более приближены к реальным и, следовательно, в пропаганде насилия американские боевики обвиняют не совсем заслуженно. Тем более странно, что русские боевики все деятели просто пропускают мимо, делая упор именно на американском кино.  

Если же коснуться проблемы авторитетов, декларируемых Голливудом, вырисовывается интересная картина. А ведь они не так плохи, ценности и авторитеты американцев. Давайте возьмём среднестатистический боевик с нераздутым сюжетом. Тут явно выделены плохие ребята и хорошие парни. Да, не надо особо шевелить серым веществом, чтобы разобраться в происходящем и узнать, каков будет конец, даже не просматривая весь фильм. Да, характеры – рубленные «колоды». Это несомненный «минус». Но это настолько же сильный «плюс». Явно обозначенные ценности помогают подрастающей личности получить весьма упрощённое, но, в целом, правильное понимание ситуации. А нюансам жизнь научит сама…  

Что касается секса… мне кажется, все эти выпады делаются по инерции с тех времён, когда в СССР «секса не было». Да, в большинстве американских фильмов среднего уровня присутствуют постельные сцены, где показывается обнажено тело. Но американские (и не только) маркетологи уже давно поняли, что именно из-за этих сцен на фильмы ходит определённая часть подростков. Это было, есть и будет. И это – нормально. А вот то, что порно можно купить на улице абсолютно любому… об этом, возможно, говорят, но никто с этим бороться пока не собирается. Вот о чём стоило бы говорить, а не об американских боевиках…  

 

2. Реалити шоу…  

 

Я бы готова была согласиться с голосами тех, кто порицает разнообразные шоу. Вот только таких голосов достаточно мало… Все проекты делаются с оглядкой на американские аналоги, и именно они могут (и влияют) на умы молодёжи. Можно бы было понять, если бы в эти шоу набирали людей, которых можно считать более или менее нормальными… Это возможно, вот только… не будет пользоваться спросом у аудитории. Во все времена, толпа хотела «хлеба и зрелищ». Вот мы и смотрим зрелища, достойные нас. Ведь в трансляции программ, не пользующихся спросом аудитории, телеканалы совсем не заинтересованы. Мы давно запутались в своей ориентированности, и пока, как двуликий Янус, одной стороной смотрим на Америку, а другой – на славянскую Русь. В итоге, как в известной басне Крылова, не идём никуда. Только топчемся на месте и воспеваем свои сомнительные достижения, забывая о своих очевидных провалах… Но вернёмся к предмету разговора.  

Своё победоносное шествие по России реалити – шоу начали с проекта «За стеклом». В тот момент вся страна не отрываясь смотрела за тем, как несколько молодых людей и девушек «по-честному» жили в так называемом «Стеклянном доме». Да, размах, конечно, был совсем не тот, что сейчас: под «стеклянный дом» переделали секцию шикарного отеля, махинаций с численностью участников и намеренным вводом «раздражающего фактора» почти не было. Участники методично уходили, остались победители, которые получили неплохие призы… Все было немного наивно и по-детски. Этакий маленький кусочек американской мечты на русской земле. Но это было только начало. Продюсеры каналов увидели, на чём можно очень неплохо заработать и привлечь аудиторию. Был сделан соответствующий заказ и, по сложившейся десятилетиями традиции, стали выкупаться лицензии на иностранные шоу, пользующиеся спросом. Правильно, зачем что-то придумывать, если есть готовое. А начнёшь придумывать – упустишь момент и проиграешь конкурирующему каналу. Правда жизни… (к слову сказать, как много эта «правда жизни» погребла под собой хороших идей… и людей). И посыпались, как из рога изобилия, разнообразные «стеклянные» последователи. Это ничего, что «За стеклом-2» провалилось. Тут берут не умением, а числом…  

Одним из самых популярных проектов подобного плана на данный момент является реалити – шоу «Дом-2». Теперь создатели(или последователи) проделали работу над ошибками. «Дом-2» – это не просто реалити-шоу. Это мегаприбыльное реалити-шоу. В этом шоу использованы ВСЕ способы зарабатывания денег, которые только можно использовать на телевидении. Колоссальный кусок эфира этого проекта заполнен псевдоскрытой навязчивой рекламой всего и вся. У людей есть возможность посылать платные СМС. Есть даже свой СМС-тотализатор – замануха ещё та. Участникам теперь платят зарплату. И пусть ни один из них не является профессиональным актёром (а может и является), отбор они проходят очень жёсткий. Кроме заметных внешних данных, участник должен обладать определённым …кгхм… складом ума. Коллектив подбирают таким образом, чтобы образовалось несколько прогнозируемо неустойчивых пар и несколько устойчивых пар. Это приводит к постоянному нагнетанию атмосферы, конфликтам, дракам – а что нам ещё надо для счастья. Мы сидим и смотрим на них, таких «милых» сейчас и скандальных через минуту. А не потому ли они нравятся нам, что в этих испорченных детях мы узнаём себя. Но благоразумный защитный механизм подсознательно внушает нам, что он – антипод. В них можно тыкать пальцем, соглашаться или нет, переживать. Этакий театр абсурда получается… кукольный театр! А скрытые камеры добавят немного показушной «клубнички». Неудивительно, что вся эта кампания психически неустойчивых молодых людей и девушек пользуется огромной популярностью! Истеричную девушку миллионы поклонников назовут чувствительной, упрямую и тупую – целеустремлённой, хама назовут остроумным… Заигрались в куклы, господа. Когда жить-то будем?!  

Несмотря на все свои недостатки, именно эти молодые люди позиционируются в мозгу, как авторитеты. Вот они: не испытывающие нужды; делающие всё, что душе угодно; популярные и успешные… А остальное… не видно, сморгнула наверное… А почему же так получилось? Ответ лежит на поверхности, но совершенно не востребован ни народом, ни теми, кто этот народ кормит зрелищами. Я конечно, достаточно редко смотрю телевизор. Но вот не могу я припомнить программ для молодёжи о людях, которые должны быть авторитетами для молодёжи. Нет, люди есть. И программы – тоже, но… молодёжь не смотрит их. Они ей просто неинтересны и скучны. Лучше «Голод» или «Дом-2» посмотреть. Вот в этом, наверное, и заключается основная проблема телевидения.  

Что в итоге? Итог неутешителен. Наше телевидение, несомненно, ориентировано на молодёжную аудиторию. Но, являясь заложником рейтинга, канал показывает именно то, что смотреть будут. Всему остальному «прайм-тайм» не светит ни при каких условиях. Старшее поколение, со своей сторона, осуждает то, что не понимает и превозносит тех, кто им близок и понятен. Старшие опять пытаются навязать своим детям своих же героев и ценности и… получают в ответ лишь непонимание, агрессию и уход. Вот и получается: проблема взаимоотношения поколений, простая и понятная (но так и не решённая) наложилась на эпоху безвременья. «Минус» да «минус» даёт плюс? Нет, у нас сейчас совсем другая арифметика.  

Скажу несколько слов и о радио. Но не о «Европе плюс» (это, конечно достаточно развитый бренд, пользующийся огромной популярностью, но речь пойдёт не о нём) и подобных радиостанциях. Я хочу поговорить о «Радио России». Да, несомненно, новости в эфире этого радио проходят строгую цезуру и не предоставляют полной картины. Но именно это радио до сих пор, не взирая ни на какие веяния в современной массовой культуре, продолжает выпускать на самом деле интересные, качественные и познавательные программы. Такие, как «Серебряный дождь». Они, возможно, не пользуются столь бешеной популярностью. Но именно такие программы позволяют надеяться на то, что далеко не всё действительно качественное и хорошее ушло из российского эфира. Далеко не всё…  

 

Заключение  

 

Пора заканчивать повествование и делать выводы. Можно написать ещё очень много о нынешнем поколении 20-ти-летних. Можно их обвинять во всех смертных грехах… Но это будет неправильно. Обвинять в том, что они именно таковы, стоит даже не тех, кто их воспитал. Просто никто не знал, как их надо воспитывать в этой непривычно-неустойчивой и меняющейся обстановке. И не виноваты юноши и девушки, что выбирать свои авторитеты пришлось им самим – им ведь никто не помог. Поэтому, давайте перестанем говорить о том, что поколение – пропащее. Давайте постараемся что-то изменить. Своими делами, а не своими разговорами. Да и не такое уж оно пропащее, поколение 90-х. Многие пишут стихи. Из многих ещё вырастут талантливые учёные, инженеры, программисты… процент талантливых людей в смутные времена резко возрастает. Надежда есть… ещё есть. Для успеха надежда должна превратиться в уверенность. И надо найти силы, чтобы не махнуть на них рукой. Это не просто, но это нужно. А ещё нужно сделать так, чтобы те, кто только входит в большую жизнь; те, кому ещё очень мало лет, – не столкнулись с наплевательским отношением со стороны своих отцов и матерей. И чтобы через 20 лет мы смогли гордиться своими детьми. Я верю, что это – возможно. А вы?  

 

Zanoza (Анастасия Перова)  

12.01.06  

 

 

 

Заложники перемен / Анастасия (ZanozA)

2006-01-21 03:40
Кинг Конг по Фрейду / Миф (mif)

Режиссер Питер Джексон оказался прозорливее, чем я себе представлял. Это не столько комплимент его таланту, сколько упрек в адрес моей близорукости, заскорузлости и консервативности.  

Но еще больше меня поразил «Кинг Конг», на котором Джексон помешан чуть ли не с младенчества, и над которым я смеялся еще в восьмилетнем возрасте, хотя идея старше лет на двадцать моего старикана-папашки. Гениальная простота интриги потрясла планету на без малого целый век и останется актуальной еще очень долго, как некий упрощенный до символов универсум, граничащий в своей характерной эстетике с древнегреческими трагедиями на Олимпийские темы.  

Чудовище умыкает Красавицу и пленяется ее красотой. Красота в данном конкретном случае понятие абсолютное – красотой вообще. Она поначалу брыкается и верещит, но вскоре начинает видеть в Чудовище единственную защиту и опору в этом страшном, беспощадном и коварном мире. Еще бы, ведь она на острове, кишащем страшными доисторическими клыкастыми, чешуйчатыми и когтистыми тварями, не способными оценить красоту вообще, справиться с которыми в состоянии только старина Конг.  

В то же время по следам Красавицы идет Герой, сердце которого приналежит ей, и она отвечает ему взаимностью, как равному и себе подобному. Герою помогает Злодей. Именно помогает, поскольку он «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» («Фауст», Гете). Злодей – стяжатель, интриган и циник.  

Герой в схватке с Чудовищем на его территории проявляет себя с лучшей стороны, доказывая упорством, несгибаемой волей и находчивой сообразительностью свое право претендовать на руку и сердце Красавицы не меньше, чем это дикое и тупое, но могучее животное, отстаивающее то же право бездоказательно – всего-лишь с помощью грубой силы.  

Состроив козни, Злодей отлавливает Чудовище. Оно оказывается плененным уже в прямом, а не только в переносном смысле, его радостно волокут на территорию Героя, чтобы унизить, оклеветать, словом, помучить с прицелом продемонстрировать собственное могущество, воспользовавшись беспомощностью поверженного противника. Эти действия предпринимает Злодей, поскольку Герой, как и подобает, свершив деяния, скромно удалился. На этом этапе мы начинаем сопереживать Чудовищу, закономерно отождествляя себя с Героем, мучающимся угрызениями совести по причине сознательной и оттого вдвойне малодушной попытки дистанцироваться от злодеяний, косвенной причиной которых сам Герой и явился. (К слову, Джексон демократ и либерал, каких мало, поскольку, будь он республиканцем, бесноватая горилла не вызвала бы у нас ни капельки сочувствия, мочила бы всех налево и направо ради удовольствия (что по большому счету она и делала), и понесла бы заслуженное наказание, а не стала бы чуть ли не невинно убиенной в борьбе за любовь и право на существование... Весь гребаный левацкий Голливуд хочется свозить на экскурсию в Беслан или к дверям дискотеки «Дольфи», что в Тель-Авиве... Но мы отвлеклись...)  

Чудовище вырывается из пут Злодея, чтобы на этот раз, в свою очередь, доказать на территории Героя, что оно имеет право претендовать на руку и сердце Красавицы ничуть не меньше, чем этот Герой – который всего-лишь мелкое, хитрое, трусливое, похожее на червя создание.  

Однако Чудовище терпит поражение в столкновении с реальным миром, на фоне которого все «островные кошмары» с прожорливыми палеозойскими покемонами кажутся невинными шалостями, не идущими ни в какое сравнение с размахом, тотальностью и одержимостью человеческой агрессии в стремлении повергнуть, подчинить, уничтожить все, что угодно, отличное от него – человека. Эпическим апофеозом картины становится сцена с покорением Чудовищем фаллического исполина Эмпайр Стейт Билдинг, на самую маковку которого он водружает Красавицу, как писхосексуальный символ «взятия высоты» и романтический символ превознесения любимой, заодно олицетворяя собой религиозный символ очистительной жертвы. Короче, отрабатывает этот примат по полной.  

Бесстрашный на самом деле Герой получает причитающуюся ему по праву Красавицу. Агнца-Чудовище заклали, Злодей опозорен. Занавес.  

Выводы следующие. Кино удалось. Фильм красочный, шумный и грандиозный. Увидеть эту картину каждому юноше необходимо так же, как потерять девственность. Как минимум для того, чтобы однажды усмирить в себе самом свое тупое и агрессивное Чудовище. 

Кинг Конг по Фрейду / Миф (mif)

«Настоящий мужчина»  / Лавренюк Геннадий Фёдорович LAVR (lavrart)

«Любовь – книга золотая» / Лавренюк Геннадий Фёдорович LAVR (lavrart)

«Кто-то должен уйти» / Лавренюк Геннадий Фёдорович LAVR (lavrart)

«Леди Макбет Мценского уезда» / Лавренюк Геннадий Фёдорович LAVR (lavrart)

«Ричард Третий» / Лавренюк Геннадий Фёдорович LAVR (lavrart)

Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1100... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1310... ...1320... ...1330... ...1340... ...1350... 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 ...1370... 

 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.153)