Загадки творчества
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
«Искусство - зеркало, где каждый видит себя.» ( Гёте )
Загадки творчества > И стала новая земля и новое небо.
 И стала новая земля и новое небо. /  Художник Андрей Киргизов 12.10.2007 23:29

«И СТАЛА НОВАЯ ЗЕМЛЯ И НОВОЕ НЕБО»

За иллюзией внешнего проявления и лежит основной, главный смысл произведения.

«И стала новая земля и новое небо», так, или приблизительно так, должен сказать мастер (художник), нелицемерно оборотясь на своё творчество.

В этой статье я хочу поразмыслить о состоянии культуры и искусства, живописи, а так же о возможном развитии событий, как мне это видится. Добро и зло становятся видней, уже можно понимать и различать.

Нынешнее изобразительное, с позволения сказать «искусство», базирующееся на примитивном всеобщем принципе сегодняшней жизни, «купи – продай», заполнило просторы улиц и галерей, слава богу, не всех, просторы Интернета. Продать любой ценой, забывая, что это путь в никуда, и, что дикий рынок тут не годится, будет только хуже и хуже. Привычка выживать язвой въелась в наши души! Но настоящее искусство вещь элитарная и штучная, и требует к себе особого, индивидуального отношения.

Образ киношного «Труса» гениально сыгранного Г. Вициным, с нарисованными лебедями на «совковом» рынке, вещающим: «я на русалках больше заработаю», кажется пророческим и бессмертным! «Народ безмолвствует»!

Гордое имя художника дискредитировано, говоря языком общества примитивного потребления, опущено. Считают, так и должно быть, и, нет ничего в мире кроме этой гламурной сахарной липкой пошлости, царящей ныне практически везде. Почти все покорились! «Народ безмолвствует»!

Нет заказа народного на шедевр! Да, и самого народа, что-то, пока не видно. Кому заказывать? На смену культуре живой пришла «культура» электронная, а она шедевров не сотворяет. Как показывает жизнь, новые, «универсальные» методы познания в искусстве не справляются, проводка горит. Одной электронной меркой мир не измерить! Маловато будет! Интернет духовно тесен, он не заменяет живого человеческого общения. Но во время «разбрасывания камней» лучше его, пожалуй, не придумать. Слава Богу!

Вымирание людей, вымирание идей, уменьшение света и нарастание тьмы, вот окружение и норма жизни сейчас! Одна «экономика» на уме! Мир активно мельчает! Начинается вырождение, но, думаю, жизнь этого не допустит. «Народ безмолвствует»!

В искусственной, ненастоящей жизни всё подчинено пресловутому «рейтингу»!

По мне, «слухом земля полнится», надёжнее и долговечнее.

Нынешняя мода на полумашинное выражение примитивных, собачьих желаний, меня не вдохновляет. Выражение высоких эмоций, да и просто человеческих чувств, возможно, пожалуй, только «старинными» методами. «Молодёжная» культура электронных недорослей, уже не справляется с вопросами, которые ставит всё усложняющаяся жизнь. Без ума и опыта старших не обойтись, как и без всего исторического опыта в целом.

Про Интернет правильно задаётся вопрос, а место ли это для настоящего искусства и вообще чего нибудь стоящего, кроме рекламы, безразмерного справочника?

Я согласен, здесь всё духовное минимизировано, но пока есть элементы свободы, пусть иллюзорной, это прогрессивно. Успеем ещё разобраться и разочароваться! «Народ не безмолвствует»!

Нельзя, всё же, окончательно сказать, всё плохо. Нет, конечно! В жизни пошли

позитивные процессы, направленные на расслоение общества и людей по культурной направленности, цеховой принадлежности, по человеческим, нравственным признакам. Это говорит о начале возрождения, об обретении разности потенциалов, борьба которых и есть жизнь живая! Эпоха серой «глобализации» даёт сбои! Человек начинает понимать, что второго такого, как он, нет на свете. Есть над чем задуматься. «Народ не безмолвствует»!

Но какое состояние культуры и искусства должно быть после «оседания пены»? В идеале, мне мыслится, и здесь должно наступить разделение. Основополагающее место займёт искусство, основанное на впечатлении от живой окружающей нас жизни, как было всегда, конечно, ручная работа, человеческий фактор, эксклюзив. Индивидуальное творчество ныне, может быть, единственная возможность создать, что-то значительное и новое. Только в одиночку можно противостоять миру, и это на все времена.

На втором плане ей подчинённая, техническая дополняющая к культуре изначальной, к человеку автору, да и то, там где надо. Автор и техник разные творческие величины. Так должно быть, только так мы получим мир в его истинном виде с возможностью дальнейшего развития рода человеческого. Надо поторапливаться, а не то, как всегда, останемся в хвосте цивилизации.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вернёмся к нашей живописной теме, ибо, где в одном месте убыло, да в другом прибавиться.

Скажу сразу, «новейший романтизм», живописное течение, которое я, по мере моих слабых сил, заявляю, течение профессиональных художников, ярких индивидуальностей, потому элитарное. Нет смысла убеждать, что писать на одном дыхании могут высокие профессионалы мастера. Понимать сразу такое искусство могут, далеко, не все. Интересно, многим ли, даже сейчас, нравится Гоген или Пикассо? Только культурной элите!

Колорит, композиция, смелость письма, «своё лицо», только у мастеров! Эскиз, набросок чище, звонче, энергетически наполненней замученного законченного произведения, я бы сказал человечнее! Посмотрите, насколько этюды мастеров лучше их картин! Именно здесь, по моему, дорога к новому искусству, к новой свободе творчества! Живопись живая, человеческая против машинной мёртвой законченности произведения. Жизнь нарастает! Народ не безмолвствует!

В предлагаемом творческом направлении, на первый план выходит образ, то, ради чего, всё и совершается. Новое искусство для нового человека, которого, увы, пока так мало!

Говорят, дьявол скрывается в деталях. Если это так, то Бог проявляется в образе. Увидеть и прочувствовать такой образ, куда, как труднее, чем скользить по деталям равнодушными глазами.

Когда смотришь на небо или на кусты и деревья, траву под ветром, волнующееся море,

рассвет или закат, можно вообразить себе, что угодно, любые образы сообразные зрительскому восприятию и фантазии, можно и ничего не воображать, просто смотреть. Происходит, если угодно, беседа с Богом! Это, как дивную музыку слушать.

Это относится к живой природе, но то же самое происходит при рассмотрении произведений нашей живописи, те же ассоциации. Минимум средств, максимум выразительности.

Берусь утверждать, это новое искусство сродни жизни, может быть, самая жизнь, пришедшая к нам по воле Высших сил и художника, через картину.

Такая картина излучает возвышенность и благородство, которые пропитывают всё произведение, делая его не только сообразным природе, но и выявляя моменты её же истины, увиденные и запечатлённые художником «не от мира сего»!

Работая в этом направлении писать нужно не подобие жизни, но саму жизнь, перейдя рубеж реализма, с одной стороны, и абстракции, с другой. Предлагаемое направление живописи посередине!

Лучшие картины, пейзажи мировой живописи говорят о достижении этой цели, обретении моста в горний высший мир. Пейзажные фоны на картинах старых мастеров и иконах, фрески, Дионисий, Чюрлёнис, Рабиндранат Тагор, Волошин и другие достигшие, конечно, некоторые современные мастера, дают такой вектор.

Внешнее движение мазков, цвета, формы и пространства на картине, вызывает внутреннее духовное движение в душе зрителя. Может быть ещё не найдено верное слово характеризующее это подлинное движение. Оно со временем найдётся.

Картины этой школы дают возможность зрителю необходимое поле для воплощения собственных идей и эстетического наслаждения, поскольку в картине много такого, чего не хватает у зрителя, и нет в природе. Новая земля и новое небо! Перейти осмысленно, по своему желанию, в новое качество, на такое способен только человек.

Как часть живой материи, эти картины, призваны, я полагаю, разбудить в зрителе, увы, не в каждом, «огонь творчества», позволяют стать соавтором художника. Но чтобы отличить «зёрна от плевел» надо обладать знанием предмета, вкусом, опытом, врождённым и приобретённым чувством прекрасного, а для этого надо учиться. Учиться быть человеком!

Картины таковы, что при встрече с произведением, возникают всё новые и новые впечатления. Автор предлагает свои «цветные мраморы природы» для дальнейшей духовной обработки полностью доверяя зрителю.

К новому искусству придётся привыкать, но так было, есть, и, видимо, будет и это хорошо, традиция. Ещё нужно желание и добрая воля и, конечно, время. Прерванную связь времён, хотим мы этого или нет, придётся восстанавливать. Это жизненно необходимо, но для этого нужно обрести будущее!

Другое, более высокое качество искусства отличное от фото и экранных образов, а также от живописи вчерашнего дня, непременно проявится, оно уже проявилось везде, где это возможно, как одно из высших достижений свободного человеческого духа нашего времени, не взирая на цивилизационную затравленность. Народ не безмолвствует.

Ну, вот, пожалуй, пока и всё. Теперь можно и картины посмотреть.

Рассказывая о живописи, о новом, как я полагаю, экзистенциальном (жизненном) её направлении, я постарался обозначить некую вершину, на которую каждый может начать своё восхождение, было бы желание.

Самое главное, на мой взгляд, это новая степень свободы творчества автора, но, что не менее важно, новая степень свободы восприятия зрителя. Новая земля, новое небо, новый человек!

Художник А. Киргизов

Газета «Наш Изограф» №11(162)

Сайт автора: www.kirgizov.by.ru

Комментарии



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.005)