Arifis - электронный арт-журнал

назад

Поэтический салон


ANTIK

Сборник стихотворений «Эшер»


АННОТАЦИЯ

Относительность

Сборник произведений, опубликованный на этот раз в Поэтическом салоне автором, представившимся как Antik, озаглавлен именем голландского художника-графика Мориса Эшера совсем не случайно. Читатель, хотя бы поверхностно знакомый с творчеством этого «Леонардо от математики», «Эйнштейна от живописи», стремившегося в своих работах едва ли не обуздать хаос реальности, но по сути иллюстрирующий бессистемность порядка, илюзорность любой стройной системы, используя абсурд, как основной художественный прием, наверняка заметит сходную тенденцию к внутреннему противоречию целей и средств, весьма небезуспешно воплощаемые Antik-ом в своих работах. Особенно интересно, что не только каждое произведение в отдельности, но и весь сборник в целом представляет собой отчасти своеобразную «несуществующую фигуру» (один из основных мотивов изобразительного творчества Эшера, его философской составляющей), эффект нереальности которой достигается незаметным, на первый взгляд малосущественным сдвигом тени или перспективы. Схожим приемом зачастую пользуется и Antik, единственным утверждением, эмоциональной краской, полутоном смещая акценты иронического стихотворения в плоскость несомненно высоких материй, либо наоборот, неожиданной, даже незавершенной цитатой («Да будь я хоть негром...», «Вечор, ты помнишь, вьюга...») наполняя созданную им самим ответственную атмосферу свежим бризом остроумной аллюзии.

Открывая сборник, казалось бы, шуточной работой «Графомания», первые строки которой звучат, как эскиз маршрута к недосягаемой вершине («Приникнуть устами своими стремясь К источнику вечного знания...»), Antik от произведения к произведению движется к поставленной цели. Заявив собственную тягу к сочинительству болезненной пристрастью, приравняв ее к небезызвестной «старухе с косой», вскормившей всех собратьев по перу «змеиным молоком», автор-герой постепенно перерождается, утверждая собственное «я», как поэта (которому по этой самой причине «гореть в аду»), и в этой роли, достигнув кульминационного и сюжетного, и художественного перелома в стихотворении «Эшер» (читателю будет нелишне взглянуть на выложенную мною иллюстрацию: М.Эшер «Относительность» link), последовательно повышает градус «серьезности», доведя его до накала через осенний «октябрьский» пейзаж и морской пейзаж-балет, обнаруживая таинственную неисчерпаемую гипотетику «Энигмы», воздвигнув самому себе «Памятник», преодолев предпоследний «Полустанок» и, достигнув наконец благородной и заслуженной «Нирваны», неожиданно, в самых последних строках завершающего произведения он признается в ужасающем и несправедливом ощущении глубокого разочарования, когда «Прошедшей жизни бред Уж отзвенел копытами квадриги, Но на душе, как тяжкие вериги, Висят медали пирровых побед».

Antik увлечен и сосредоточен, но не безупречен. Так же, как не безупречен никто, говорящий от первого лица, от имени своего героя, не отчуждаясь через обличительное «вы» и не отстраняясь через указательное «он». Именно в этом несоответствии эзотерическому «забронзовевшему» идеалу и кроется притягательная сила его стихотворений, оставляющая читателю простор для собственной интерпретации авторской эмоции, которая и есть сопереживание.

количество просмотров: [140983] 


 
Графомания
 
Дети графомании
 
Пускай Европа бесится от жира...
 
На смерть графомана
 
Поэтический реквизит
 
Эшер
 
Октябрь
 
Морской балет
 
Энигма
 
Памятник
 
Полустанок
 
Нирвана

 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.002)