Arifis - электронный арт-журнал

назад

Блокнот эксперта

15.06.2007 10:04
 Поцелуй летящего ветра. 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

Я с тобой... / Анастасия (ZanozA)  

 

Я с тобой… поцелуем летящего ветра,  

Незнакомого с лицами питерских крыш,  

Припаду к островку приглушённого света  

сквозь окно, у которого тихо сидишь.  

 

Я с тобой… я живу между снежными днями,  

Через форточку свежестью, вскользь по стене  

Отрывными шуршащими календарями  

 

Непременно напомню тебе о весне.  

 

Я с тобой… только жаль, голос ветра печален  

и несведущ в лирической магии фраз..  

 

Ты прислушайся снова …он здесь и ночами  

Не фальшивит – как небо – мерцанием страз…  

 

Ты меня поцелуй… не меня, просто ветер.  

Как продрогшую кошку прими и погладь…  

не спеши на безумства порывом ответить  

Лишь позволь тебя воздухом робко обнять.  

 

 

Все события в стихе происходят без сомнений ночью. На это указывает много признаков: свет, падающий из окон, прямое упоминание промежутка «между» днями, мерцающее (звездами) небо. Надо сказать, что ночь имеет двойственную символику. Она связана с первобытными страхами перед тьмой и неизвестностью. И одновременно с ростом, женским началом, сексуальностью, мечтами и обновлением. Негативный символизм ночи так же силен, как и позитивный, а возможно даже и преобладает. Вспомните, кто были дети греческой богини Никс: Танатос (смерть), Гипнос, и Фатум (судьба). Почти то же самое можно сказать о двойственной символике ветра. Ветер – это и легкий ветерок, приносящий облегчение в знойный день, и сметающий все ураган. Ночь всегда заселена звуками и дуновениями. Это время активности потусторонних сил. В славянской мифологии душа (в виде дыхания, дуновения) недаром традиционно отождествлялась с воздухом, ветром, вихрем. Всю эту символику мы неосознанно считываем в стихотворении моментально.  

Именно попыткой выделить из такого двойственного символизма позитивное значение объясняются многие моменты в стихе. Я не совсем уверена, что удалось убедить в «благих намерениях ветра», но вернусь к этому позже. А сейчас обратимся к примерам из текста. Настойчиво утверждается слабость (то есть, безопасность данной потусторонней силы!). И свет «приглушенный», и человек сидит «тихо». Из-за этого и полет ветра становится «слабым». Во-первых, на него распространяется значение смысла от следующих за ним образов. Чтобы услышать шум ветра надо прислушиваться, значит это даже не шум, а шорох, дуновение (души?). Говорится, что «голос ветра печален», печаль эмоция сильная, но ее нельзя назвать активной или бурной. А во-вторых, трудно представить себе поцелуй урагана, это будут явно нечто другое, чем в тексте. Дальше возникает интересный момент – небо, которое фальшивит. Кстати, при этом приравнивание звезд стразам очень логично. Страза или страз (именно так, возможен и мужской и женский род) пришли к нам из немецкого языка. И, по своему прямому значению, это подделка под драгоценный камень. То есть фальшивка! У всех народов небо всегда связано с некими высшими сверхъестественными силами, а здесь утверждается, что эти силы лживы. Ветер есть здесь и сейчас, а небо бесконечно далеко от нас. Ветер слаб, а эти силы всемогущи. И ведь как манят, несмотря на то, что всего лишь подделки! Лучше синица в руках, чем журавль в небе? Что лучше, краткий миг жизни здесь, на земле, или вечность на небе, но после смерти?  

Все время подчеркивается эфемерность и непостоянство ветра, действительно ему свойственные. Не потому ли приходится настойчиво произносить – Я с тобой, я здесь – что ветер не может быть ни с кем, он неудержим и не постоянен. Его нельзя схватить, и, между прочим, нельзя погладить. Ветер припадает к стеклу – отчаянная, но неуверенная попытка обратить на себя внимание. Отрывные календари висят на стене, если вдоль стены дует ветер, то он будет шуршать их листками. Листки календаря – не есть ли это олицетворение времени? И они тоже эфемерны, сегодня есть, завтра нет, они не нужны ни для чего другого, только для меры времени. Если шуршать ими, то можно напомнить о времени и о весне. Обычно ветер невидим, но обнаруживает себя звуками: свистом, шелестом. Однако, наш ветер, как уже отмечено, не настолько силен и не имеет магической силы. То есть, хотя и происходит отчаянная попытка персонификации ветра. Но, похоже, попытка безуспешная, все кончается пустыми объятиями воздуха.  

А теперь я добралась и до того, как все же сложилась символика этого стиха, удалось ли закрепить ее позитивную часть. Обратите внимание, на два момента в самом конце стихотворения. Появились порывы безумства (которые требуют ответа) и продрогшая кошка (требующая внимания, как и ветер). Новая попытка персонификации теперь уже в виде кошки. А ведь кошка опять очень неоднозначна по смысловому значению. Это, безусловно, женский образ. Кошка может быть ласкова, как женщина, Или наоборот, если вам больше нравится, женщина ласкова как кошка. И кошка может быть непредсказуема и коварна, как ветер. А ведь цепочка-то связалась! И что с того, что кошка слаба, промокла и продрогла. Именно кошка обладает невероятной способностью к перевоплощению. А что будет, когда она согреется? К тому же рядом еще такое тревожное слово «безумства». Не могу удержаться, что бы не показать здесь еще одну сторону невольно возникшей интересной цепочки между ночным ветром и кошкой. В египетской мифологии Бастет – богиня, священным животным которой была кошка. У древних греков Бастет отождествлялась с Артемидой – богиней охоты и деторождения (Диана у римлян). А последняя обладала лунной природой, была близка к колдовским чарам, страшная Геката была ее ночным воплощением, ночным вихрем. И теперь, судите сами, какая символика ночи возобладала...  

 


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

ZanozA

 2007-06-16 22:21
Здравствуйте, Татьяна.

Вот что угодно ожидал увидеть)))) Но только не разбора этого стихо))) И какого разбора! В общем, сказать есть чего.

Ну, во-первых, хочу поприветствовать нового, не побоюсь этого слова, МИФотворца на нашем сайте! Это очень радуется (это гм... такое иносказание, которое говорит о моём к Вам безмерном уважении, а то подумаете ещё чего-нибудь нехорошее))) ).

Теперь по теме... вот тут нет сло. На самом деле. Понимаете, возможно Вам удалось заглянуть в ПОДкорку стихотворения, если так можно выразиться. Я не могу назвать, что смыслы, найденные Вами, совсем те, которые витали в голове при написании, но они, как минимум, гармонично вписываются в в общий фон и вскрывают другую, скрытую сторону работы. Вам удалось рассмотреть многое... Вы даже не представляете, насколько ВЫ оказались правы в деталях....

Я прекрасно представляю, какой труд Вы проделали. Коллосальный.

Спасибо ещё раз и дико приятно, Татьяна

Лучезарно, Настя

Большое спасибо! Безмернейшее спасибо

Puh

 2007-06-17 06:45
Так ведь, недаром говорят: слово не птица, вылетит – не поймаешь. В написанном трудно спрятать мысли, если они там есть :-)
И вам спасибо, я получила удовольствие при попытке понять ваши образов.

ZanozA

 2007-06-16 22:35
Ой... надеюсь, не обидитесь... Я с Вами так запросто... ничего???? ))))

Puh

 2007-06-17 06:51
Ага, полное безобразие! Я Гудвин, Великий и Ужасный, а тут, понимаешь, никакого почтения! Все, прячусь обратно за занавеску! :-))
И, кстати, уж очень интересные у вас описки в предыдущем тексте. Вот, к примеру, я уж очень к никам недоверчивая, а у вас такая шикарная описка "ожидал увидеть"...

jinok

 2007-06-17 05:56
Честное слово... и стихотворение, и проникновение в его суть до такой степени гармоничны и интересны. Так заманчиво бродить по лабиринтам Ваших внутренних миров. Есть ситуации, когда побеждает дружба. Здесь победителей два, две)) Мастерство стихотворения и искусство его услышать.

За это не голосуют;-) но, Настя, я это переадресую на Вашу страницу.
Татьяна, ну а Вы, его ещё услышите)) Шикарно.

Puh

 2007-06-17 06:53
Вот-вот, пока не обратишь внимание на хорошее стихотворение, так все и ходят мимо :-). Спасибо за отклик и чистосердечное признание!

ZanozA

 2007-06-17 09:28
Мдя...кем-кем, а мальчиком меня ещё никто не считал за всё неполные 3 года моей сетевой активности:) Типа, раскусили:) только пишут ли мальчики стихи от женского лица?:) А очепятки бывают с всех, особенно если торопишься:) впрочем, дело Ваше, великая и ужасная:) Ники, вы правы, очень забавная штука:)

Лучезарно, Настя


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.004)