Arifis - электронный арт-журнал

назад

Блокнот эксперта

31.05.2007 12:53
 Я по кругу бегу 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

 

Мой пыльный пурпур был в лоскутьях,  

Мой дух горел: я ждал вестей… (М. Волошин)  

 

Последний пурпур догорал,  

Последний ветр вздохнул глубоко…(А. Блок)  

 

 

 

Пурпурные поля / Antik  

 

Я живу в краю неудачных снов,  

Не в аду – в раю, в серебре оков,  

На пурпур полей налипает снег,  

Выпью ночь, как клей, не смыкая век.  

 

День осенний сер, дождь стучит в висках,  

В перекрестьях сфер созревает страх,  

В этот год, когда умер бес в ребре,  

Зашуршит беда, словно мышь в норе.  

 

В жёлтом свете фар грязная листва,  

Это странный дар – говорить слова,  

Этот гордый дух, мой сгоревший храм,  

Досчитай до двух – и ко всем чертям.  

 

Задержу свой вдох, сяду у огня,  

Досчитай до трёх, подожди меня,  

Через двести лет на пурпур полей  

Приходи мой свет, приходи скорей.  

 

А начну я, пожалуй, со строения стиха. На самом-то деле, никаких это не шестнадцать, а вовсе даже тридцать две строки. Причем, с очень четким ритмом и рифмой. Вот, к примеру, как выглядит первое четверостишие в чуть-чуть другом формате.  

Я живу в краю  

неудачных снов,  

Не в аду – в раю,  

в серебре оков,  

На пурпур полей  

налипает снег,  

Выпью ночь, как клей,  

не смыкая век.  

И все остальные разворачиваются в ту же схему, без единого нарушения! Зачем понадобилось автору соединить строки парами, пока загадка. Но, возможно, ответ связан еще с одной особенностью строения стиха. Мало того, что каждая строка представляет собой законченную мысль. Этот стих забавным образом напоминает тяни-толкая, его можно читать, начиная с любой строки и двигаясь в любом направлении, вверх или вниз. И с полным сохранением смысла! Даже если разбить на короткие строки этот эффект в целом сохраняется. Этакая игрушка в себе. Вот эта структура, неосознанно улавливаемая при чтении ритмика, создают ощущение кольца из строк, каждая из которых сама по себе создает еще один замкнутый круг. Эти «кольца» возникают потом в стихе и в явном виде несколько раз.  

Но вернемся к началу и к первой строке. Кстати, вот вам и первое кольцо – слово край. Край это граница, предельная линия, окружающая что-то. Приведу лишь несколько устойчивых сочетаний с этим словом: наполнить до краев, окраина села, край света, без конца и края. А последующее определение (неудачных снов) заставляет думать, что речь идет не о физическом, а о ментальном крае. Впрочем, дальше – больше. Нельзя же, право слово, назвать физическим объектом ад или рай. И то и другое называется потусторонним миром. И если вдуматься, то недаром эти два понятия объединены в один мир, недаром существует выражение: « и рай и ад внутри нас». Чувствуете, куда я клоню? Вот и еще одна граница – кольцо, наш внутренний мир. Противопоставление «не в аду – в раю» только усиливает подозрение, что рай какой-то странноватый, и почему-то надо настойчиво утверждать, что это не ад. И оковы в нем (еще одно ограничение, обычно оковы имеют форму кольца), и серебро. Такой переход семантического значения одного слова, более сильного (ад имеет гораздо более сильный эмоциональный смысл) на более слабое (рай) обычное дело в тексте. Кстати, серебро очень непростой металл, красивый и опасный одновременно. Это лунный, женский, холодный знак, принадлежащий потусторонним силам и несущий возможность смерти.  

Вот и добрались до пурпура полей. Как справедливо замечали в комментариях, пурпурная краска была очень дорогая. Ее получали из секрета двух очень редких видов моллюсков и весьма трудоемким способом. В русском языке пурпур (пурпуровый цвет) имеет синонимы: багрец, багровый, червленый. Глубокий, внутренний цвет, цвет густой застывающей крови и прогорающего огня. Пурпур – это и зарево «небесной грозы, одухотворённой образом мечущего громы пророка» – пишет Евгений Трубецкой. Тут уместно заметить, что пурпурными тканями были украшены скинии – переносные храмы в шатре у древних евреев. Так что именно оттуда появляется в тексте сгоревший храм гордого духа.  

Однако пурпур в тексте разрушается, в первых же строках. И все становится каким-то липким и неприятным, на пурпур налип снег, ночь превратилась в клей, грязь налипла на листву.  

Поскольку это самое сильное слово в первом четверостишии, оно задает семантическое поле всего стихотворения – разрушение и умирание (не забудьте, что действие происходит во внутреннем, потустороннем мире).  

Осень – время умирания, серый осенний день отнюдь не вызывает радости жизни. Даже плодородие дождя (дождь обладает сильнейшим семантическим значением плодородия), приводит к созреванию только страха. И снова многочисленные круги и границы – сферы, нора. Желтые круги фар – границы между светом и тьмой, жизнью и смертью.  

Интересно появление строки «задержу свой вдох, сяду у огня». Связь дыхания и духа (души) очевидна. Главный смысл управления дыханием во всех медитативных техниках состоит в том, что вызывается концентрация духа и совпадение индивидуально ритма с ритмом космоса. И вот тут возникает вопрос: а можно ли умереть, находясь уже в потустороннем мире? В ответе на это вопрос, возможно, таится причина кольцевой структуры стиха, появления многочисленных колец в тексте, и явного поворота вспять и возвращения «на круги своя» в самом его конце.  

Мда…, от кармы не сбежишь!  

 

 

 

 

 


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

Antik

 2007-06-02 18:51
Ух! Пишешь незнамо что, что в голову лезет, потом приходит умный человек и объясняет – почему, оказывается, серебро опасный металл.
А сами-то "Пурпурные поля" Крейна, читали ведь?
Спасибо, Татьяна!:)))

Puh

 2007-06-04 06:40
Нет, еще не успела :-). Говорят за всю жизнь человек физически может прочитать всего около 10000 книг.
Если дадите более-менее подробную ссылочку, скажу большое спасибо. Глядишь, тогда и эта книга войдет в список моих 10000.

А когда вы пишите, это ведь не вы творите, а ваше подсознание. И вам неведомы его пути :-)

Puh

 2007-06-04 07:05
Ох, ивините, что зря беспокоила, уже нашла эту книгу и нигде иначе, как в собственном компьютере :-)

Antik

 2007-06-07 18:31
Почему-то эти сообщения мне на почту не попали
))

Puh

 2007-06-08 14:10
Очень просто не попадали, я кнопку забывала нажать :-). Крейна прочитала, поля как раз те, но в целом все немного о другом. У вас ведь о любви.

jinok

 2007-06-04 10:32
Ах, вот почему пули были серебрянными))

Yucca

 2007-06-07 17:20
Потрясающий разбор ... и не только этот. Татьяна, я восхищена Вашим умением!

Puh

 2007-06-07 17:51
Ну как же, серебряные пули отливаем и ими стреляем :-)


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.003)