Arifis - электронный арт-журнал

назад

Блокнот эксперта

19.05.2007 18:24
 Грустная песенка 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

Лэй – лэ – ла / Брайна (lunnitsa)  

 

Далеко да да  

Лэй лэ ла  

Даль за-зва-ла  

Звала звала аукала  

Лэй лэ ла  

 

Долы далью прорастали  

Долей стали  

Тают с облаками стаи  

Я истаю  

Песней без слов  

Розой ветров  

Палой листвой  

Снегом весной  

 

Кликал окликал  

Журавлиный клин  

Заклинал: у-ле-тай  

 

Далеко да да  

Лэй лэ ла  

Даль за-зва-ла  

Звала звала аукала  

Лэй лэ ла  

 

 

Первое, что бросается в глаза и щекочет слух – это обилие «А». Возьмем, к примеру, начальное четверостишие. Все его построение несколько необычно. В нем всего 23 слога, ВСЕ(!)слоги открытые, и практически все состоят всего из двух звуков, согласного и последующего гласного. Всего 23 гласных звука, и из них 16 – «а».  

Попробуйте проговорить эти строки вслух, и вы услышите тянущийся протяжный и почти однородный напев. Тянущийся куда-то далеко, далеко в даль. Самое сильное значение слова «даль» – это протяженность во времени и пространстве. Собственно говоря, даль недаром явно проникла в это четверостишие (даль, далеко). Интересно и сочетание гласных звуков «дзл» – слышите? Это же напоминает звук, издаваемый струной, когда ее задели и оставили звучать, пока он не истает. А струна – это снова протяженность.  

Но и тающий звук переливается во второе четверостишие (тоже протяженность!). Кстати, кому как, а мне это четверостишие мучительно напоминает гамму. Мучительно, потому, что когда человека учат музыке, то его действительно мучают гаммами, ничего не поделаешь, техника необходима. Вот так и прыгают пальчики по клавишам «до-ля-до-ля».  

И все это только прелюдия к образам второго четверостишия. В нем даль уже царствует, ею заполнены долины и холмы, она превратилась в судьбу. И вот всплыло еще одно значение дали-протяженности, имеющее теперь уже отношение ко времени. Все мы хорошо знаем, что означает для нас протяженность во времени. И чем она кончается. Наше сознание (а человек единственное существо, знающее неизбежность своей смерти), выталкивает эти мысли подальше, на самый краешек. Но они всегда в нем присутствуют и острыми иглами всплывают в самых, казалось бы, гладких местах. Вот ведь, какая цепочка получилась: проросли, стали, истаяли. Отсюда и общая грусть, разлитая во всем стихе.  

Третье четверостишие, это ведь, собственно говоря, повторение этой цепочки другими словами. Песня без слов эфемерна и неуловима, роза ветров неудержимая абстракция ветра, палая листва и весенний снег субстанции, умирающие для будущего перерождения.  

И опять интересное сочетание звуков в последующем трехстишии, я имею в виду гласные звуки. Они уже гораздо более закрыты и как бы спрятаны, зажаты (обратите внимание на собственную артикуляцию при произнесении «а» и "и").  

Впрочем, перерождение о возрождение – вот оно. Повтор первого четверостишия. Кольцо жизни замкнулось. А грусть, грусть осталась, куда же от нее денешься...  

 


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

jinok

 2007-05-20 10:30
Как интересно!! А меня в ней больше сонорные подкупили)) Эх , жалко , когда кольца такие так быстро замыкаются. Только в транс упадёшь, а тут и песенке канес...
Таня, Вы молодца, я это тоже обожаю, разбирать. Когда от своего "дара напрасного и случайного" отошёл, больше нравилось читать других) Я еще потому об этом говорю, что примелькался тут на сайте, как муха, наверное, просто объясняю, АВТОРЫ – Вы мне очень интересны! Причем, почти все! Поэтому потерпите меня, плиз. Меня в детстве уронили и я полюбил СЛОВО и тех, кто умеет или хочет научиться с ним обращаться. По первому требованию, я отлечу в сторону. Монастырей много! Каждый автор – целый мир, а не только маленькая юдоль))

kuniaev

 2007-05-20 10:47
Когда я был ученым, мой научный руководитель (очень известный человек в питерских научных кругах) утверждал за стаканом пива: диссертацию можно сварганить из гвоздя, и тут же предлагал на спор. Никто не спорил, все знали, что он – сможет. Примите, Татьяна, комплименты и апплодисменты!

jinok

 2007-05-20 10:55
Только очень редко "может" совпадает с "хочет". А здесь такая приятная гармония.

Puh

 2007-05-21 06:30
А еще реже совпадает "может", "хочет" и "делает" :-(

zmarla

 2007-05-20 20:05
Наша Митиль в ентом плане – золото:))Это вы еще не знаете, как она умеет выискивать смыслы в словах и между ними. Эх, были когда-то великие времена, еще глубоко докотлетные...

Puh

 2007-05-21 06:27
Ну, Марго, вам сам бог велел тренером быть. Поднимет планку спортсмену на недостягаемую высоту и смотрит: "Бамц он носом, или не бамц?" Если бамц – попинать надо, а если не бамц – то еще поднять. И все всем в удовольствие :-)

Puh

 2007-05-21 06:33
Ну, как вам сказать...
В данном случае стих хорош сам по себе.
В принципе, каждый стих нечто содержит. Хотя часто бывают и мертвые стихи. А бывает, такое откопаешь, что автор страшно обижается, хотя сам же и написал именно эти слова и именно в этом порядке. :-)


zmarla

 2007-05-20 20:02
Эх, как в старые добрые заоблачные времена, Танечка. Аффигеть))) Снова у вас есть собственная рубрика. Кайф))

lunnitsa

 2007-05-21 02:13
Да, как в старые и добрые... Единственное, чего я так и не сделала тогда, это не спела ее. :-) Спасибо, Митиль.

Puh

 2007-05-21 06:28
Неужели? А мне казалось, что там она и с музыкой была. Значит, все еще впереди!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.005)