Arifis - электронный арт-журнал

назад

Блокнот эксперта

09.03.2008 14:28
 "...придет серенький волчок..." 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

Волчок / Гришаев Андрей (Listikov)  

 

Ты говоришь, а я не слышу.  

Ты жалкий маленький волчок.  

Зима терзает нашу крышу,  

И ты трепещешь, дурачок.  

 

Огонь пещерный, блеск еловый  

В прозрачных светится глазах.  

Испуг старинный, коготь новый  

И тонкой лапы нервный взмах.  

 

Янтарный чай звенит и льётся  

И в чашках правильно шумит.  

А в рыбьи окна вьюга бьётся,  

И снег рождественно гремит.  

 

Бредут волхвы сквозь лёд и вьюгу,  

Сквозь дебри сказочной страны.  

Мы так нужны с тобой друг другу,  

Что даже вовсе не нужны.  

 

 

Волчонок мой... / Гришаев Андрей (Listikov)  

 

Волчонок мой, ты от испуга сер.  

Ты мелко пьёшь неласковую воду.  

Давай играть. В загадки, например.  

Что слаще сахара и мёда?  

 

Задумался. Зазолотился взгляд.  

Ты думаешь о сладком и высоком.  

Что представляешь ты? Июльский жаркий сад?  

Хурму, сочащуюся соком?  

 

Мечтатель, ты уже во власти грёз.  

Сладки твои испуги и обиды.  

Но погоди. Ещё один вопрос:  

Что твёрже, чем кладбищенские плиты?  

 

Что холодней колодезного дна?  

Что непроглядней семечка в подвале?  

И вот печаль в твоих глазах видна.  

Глаза твои такого не видали.  

 

Ты сжался, ты почти окаменел.  

Я твоего уже не вижу взгляда.  

И голос твой, издалека, извне:  

«Не надо».  

 

Я не знаю, есть ли в колыбельных других народов такой персонаж, как наш русский волчок. Тот самый волчок из пронзительного мультфильма Юрия Норштейна «Сказка сказок». Мультфильма, признанного лучшим среди всех времен и народов. Как видите, опять сразу раскрыты все карты и не осталось никакой интриги. Да, я полагаю, что в стихотворении отражается и преломляется одна из основных тем «Сказки сказок», не знаю, входило ли это в намерения автора. Начнем проверять эту догадку по порядку.  

А ведь душераздирающая картинка вырисовывается в первом катрене. Маленький слабый ребенок-звереныш дрожит от страха в ненадежном убежище.  

Первая строка, волчок говорит, но его не слышат. Как в кадре немого кино. Не слышат, потому что он незначительный, бессильный. Как взрослые обычно не слышат ребенка – вот оно верное определение, само появляется. К тому же детскость подкреплена ласковым обращением «дурачок». Не нужно думать, что дети не чувствуют свою слабость и зависимость. Еще как чувствуют. Да и вы сами прекрасно понимаете, что из волчат вырастают волки. Или, если хотите, из гадких утят – лебеди. Но эти рассуждения не относятся к нашему волчку, потому что он вечный ребенок. Он не вырастает, это тот внутренний ребенок, который живет в душе каждого! Позвольте привести только пару психоаналитических определений: крыша обычно связывается с нашим внутренним миром, так же как и рыба. Прямое назначение окон, да еще рыбьих – окна в душу человека. Мы находимся внутри дома, это наш внутренний мир. А извне к нам ломятся зима и вьюга. Волчок здесь выступает как персонификация страха перед окружающим враждебным внешним миром. Такой страх записан в глубинах нашего подсознания еще с тех времен, когда мы жили в пещерах. Дети его очень остро чувствуют и сейчас. Неспроста в колыбельной поется «…придет серенький волчок и ухватит за бочок…». Но и взрослые иногда ощущают его во снах. О подобном страхе заставляют думать сразу несколько примечательных слов в стихе: пещерный огонь, старинный испуг, янтарный чай (янтарь признак вечности). О слабости и детскости волчка говорят прозрачные глаза, тонкая (значит, слабая!) лапа, и даже ее нервный (слабый!) взмах. Особо мне бы хотелось отметить прозрачные глаза. (Ах, как прозрачны глаза волчка из «Сказки сказок»!) Во-первых, прозрачность означает проницаемость для взгляда. То есть в глазах видно внутреннее состояние волчка (так и хочется сказать человека). Обычно именно дети еще не научились скрывать свои чувства, взрослые часто пытаются изобразить «непроницаемый взгляд». Во-вторых, для того чтобы заметить что-то в глазах (их прозрачность) надо достаточно долго удерживать пристальный взгляд. В животном мире, а человек тоже животное и подчиняется его законам, долгий пристальный взгляд означает угрозу. Только детенышам он позволен, потому что они слабы и «не социализированы». С вечной детскостью волчка связана и явная посылка в Рождество. Это и волхвы, и сказочная укутанная рождественским снегом страна. Даже само слово Рождество отправляет нас в детство. А последние две строчки только подтверждают соответствие волчка нашему внутреннему миру, или тому, что называют «душой».  

И вот уже можно плавно перейти к следующему стиху. Он неразрывно связан с первым, хотя в нем немного другие оттенки смысла.  

Снова и в названии и в первых строках второго стиха зафиксирована малость того, к кому обращаются, это как бы взгляд сверху. Волчонок – не взрослый волк, маленький. Слово «мелко» тоже сразу цепляет взгляд обозначением малости. Жалкое маленькое существо (обратите внимание, я в точности использовала определение волчонка из первого стиха). От испуга дрожат мышцы, и пересохло в горле. Он очень испуган – чем, уж не обращением ли к нему («волчонок мой…»)? Играют обычно с детьми, взрослые они скучные, и играть самозабвенно, безо всяких мыслей о выигрыше не умеют. Для ребенка игра и реальная жизнь важны и привлекательны одинаково.  

А вот в строках «…Что представляешь ты?/ Июльский жаркий сад?/ Хурму, сочащуюся соком?» Мне видится забавная неточность, которая на самом деле подтверждает тезис о том, что все слова в хорошем тексте необходимо подчиняются одному заданному семантическому значению. В первой загадке описывается нечто крайне привлекательное. Что есть «сладко», или, что мы называем «сладкой жизнью»? Думаю, вы согласитесь, что этим может быть названа жизнь в раю. И в загадке упомянут мед, а мед пища богов, райская и сокровенная. Вспомните О.Мандельштама: «Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного меда ...». Еще одна пометка в пользу рая. Несколько выпадает «сахар», как что-то лживое и ненастоящее. Но ведь в игре и не такое бывает. Игра-то подозрительно похожа на игру в «кошки – мышки». Так что перед зазолотившимися глазами волчка должен вставать золотой век (ну недаром же глаза золотятся!) или рай. А неточность такая: хурма очень поздний фрукт, и сочится соком она только где-то в октябре, уж никак не в июле. Но октябрь совсем не подходит под определение райского времени, особенно для нас, северян. И к тому же в райском саду всегда одно время года – лето. Поэтому эту маленькую неточность мы практически не замечаем. Даже можно сказать, что она наоборот работает на закрепление образа рая. А еще я бы хотела отметить вполне внятный эротический соблазн, заключенный в том, что, как предполагается, мысленно видит волчок. Сладкие «испуги и обиды» тоже из этого ряда. Ох, недаром есть мнение, что Ева предлагала Адаму именно хурму, а не яблоко.  

Ну, а после того, как волчок мысленно откушал, как Адам и Ева, этот сладкий плод, наступило что? Правильно, их (его) изгнали из рая, и они стали смертными. Неудивительно, что вторая загадка именно про дела смертные: кладбищенские камни, печаль, сырой темный подвал.  

Очень интересен конец, из-за этого весь стих мне кажется не таким уж и мрачным. Сначала семечко. Любое семечко, где бы оно ни находилось, это уже надежда и возможность нового рождения. И волчку, похоже, удалось благополучно ускользнуть из игры. Он сумел уклониться от взгляда, именно так и говорится в предпоследней строке. И, внимание, его голос теперь доносится издалека и ИЗВНЕ!  

«…И ухватит за бочок, и утащит во лесок…»  

Колыбельные песни не умирают, и эту песню будут петь все новым и новым детям, и всегда будет жить волчок, вечный ребенок...  

 

 


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

Listikov

 2008-03-09 17:41
дорогая Таня! вот вы какой сделали мне подарок, мне, бессердечному, не поздравившему никого с 8м марта. Поздравляю Вас, старомодно желаю чудес, больших и малых, и веселого такого махонького беспорядка в нашей суровой упорядоченной жизни.
Пееречитал Вашу статью два раза. Очень радуюсь за своих бестолковых волчков, они попали в хорошие, добрые, умные руки.

Ваш А.

Puh

 2008-03-10 04:58
Для хорошего человека не жалко, :-)
И постараться можно.
Тем более, что я сама получила большое удовольствие "погружаясь" в ваш стих.
А за поздравление спасибо. Люблю старомодные поздравления, и простые и церемонные одновременно!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.003)