Arifis - электронный арт-журнал

назад

Загадки творчества

 Золотой век романтизма возвращается. /  Художник Андрей Киргизов 13.10.2007 14:34

ЗОЛОТОЙ ВЕК РОМАНТИЗМА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

ИЛИ

«ФИЗИКИ» И «ЛИРИКИ» БЕССМЕРТНЫ

Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален. В тех или иных формах он был всегда. Ныне, односторонний уклон жизни в сторону обожествления технических достижений и быта, своеобразен и не лишен некоей привлекательности. Жизнь человека в таком отгороженном мире определенно интересна, как новый этап борьбы и выживания. Но, как учит история и показывает реальность, с одной стороны – еще одна «Атлантида», с другой – мир природы. Посередине – человек, мятущийся, ищущий точку опоры. Нам, уклонистам, придется сильно подумать и еще больше сделать в пользу паритетных отношений анклава человеческого и природы. Поиск золотой середины – уже не отдаленная цель, но жизненно необходимая реальность.

В таких условиях попытки преодоления одностороннего рационализма и моделирование целостной, гармоничной личности приобретают особое значение.

Эта тема обострялась в трудные, переходные моменты общественной жизни и культурного развития. Зарождался новый взгляд на мир, на искусство, на человека. Появился новый стиль, именуемый романтизмом. Были и другие названия сообразно эпохам, но суть от этого не менялась. Примат поэзии над прозой, мечты над реальностью, чувства над разумом – основные его черты.

Сам термин «романтизм» возник в Европе на рубеже ХVIII –XIX веков. Это идейно-художественное движение пришло на смену идеологии «Просвещения», возникнув как следствие разочарования результатами Французской революции и всего прогресса в целом.

Многие художники нашего времени могут назвать себя романтиками, а свое творчество – романтизмом. Такой мастер, как и всегда – преобразователь мира, мира духовного, прежде всего. Данность вокруг его не устраивает, он набрасывает на мир свою форму, обретая в произведении зафиксированное состояние олицетворенной мечты.

Нам не подходит мироустройство – говорят они – , основанное на стяжательстве и нелюбви. Мы противопоставляем ему мечту о будущем без насилия и лжи. Мы хотим видеть иного человека и иное понимание его бытия. Пространство в произведениях мы очищаем от хлама времени, готовя его к приходу иного качества. Момент ожидания в них – основная черта творческого видения. И, если верить и работать на эту идею, новое обретет зримые черты.

Что же говорит сейчас в пользу романтического произведения? В нем нет четкой конкретики дня сегодняшнего. Она неинтересна. Мало, или вообще нет, людей и архитектуры. И нет еще разрушающего действа человека на Земле. А если и есть, то образы это отвлеченные, легко вписывающиеся в природу – основную тему творчества художников этого направления.

Создать новое небо и новую землю для нового человека, пусть в мечте. Это ли не предназначение художника? Но такова мечта о потерянном рае. И не цель ли искусства – время от времени приоткрывать завесу таинства для обретения вновь веры и надежды? Это главная идея романтизма.

«Я во всем и все во мне». Лозунг романтизма рождает представление об обязательном синтезе, единстве искусств. Всеобщность проявляется в произведениях нового направления, где живопись может звучать, как соната, архитектура – как скульптура и музыка, а музыка – как все вместе. Это– та глина, из которой все создано и в которую все превращается для нового воплощения.

В историческом аспекте средневековье, готика, привлекательны для романтиков, Химеры Нотр-Дама красивы и потому безвредны, Лучшие произведения других стилей и эпох, включая реализм, романтичны.

Основа творчества романтиков – фантазия. Фантазии нужен цвет, без него она зачахнет. Работа «на пленере» обязательна. Живой цвет, живой звук – питательная среда романтизма. Но и здесь ощущение художника – закон. Внутренний его голос – это голос искусства. Художник, толкователь языка природы, посредник между миром духов и людьми. Он объединяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее, где мир – мистическое целое.

Художник-романтик отождествляет свое «Я» с просторами Вселенной, запечатлевает чувственно-осязательный облик природы. За всем этим видится символ всего мира, «идея художника».

Романтизм носит вполне определенный мистический характер. Мечта, ожидание идеала, фантазия – его основные черты, всегда мистичны. Интуитивное начало здесь основное звено в познании, а, скорее, в «перечувствовании» мира, в поиске Бога. Открываются новые горизонты на этом пути, к которым только так и можно прийти, приняв на веру идею, подсознательно, интуитивно.

Нынешнее желание все понять, осмыслить, пересказать умом холодным, меня не одушевляет. Рациональное движение «умников и умниц» подошло к черте, за которой для них – тупик. Идет другое время, где нужно уметь верить в фантазию, владея всеми своими, человеческими качествами и ресурсами. Творческая работа ведется не только от человека к человеку. Идея невмешательства и мирного сосуществования годится не только для соседей и государств, но и для человечества и природы, человечества и Бога. Вот где методы романтизма наиболее приемлемы и безошибочны. Прагматику, рационалисту они просто не по силам.

Сверхзадача подлинного искусства и дня сегодняшнего – суметь показать большое в малом: «Как в раковине малой океана великое дыхание гудит» (М.Волошин) Образ можно творить на клочке бумаги, на асфальте и стене, из песка и снега, из собственной жизни, наконец, неважно… Важно оставить след памятным хоть в одной душе. Увидев раз настоящее, не захочется подделки. Хочу добавить, образ может быть и экранный, но за лавиной мусора он почти неразличим. Вспышка света в ночи и только. Впрочем, упадок искусства – отдельная тема и она здесь не рассматривается.

Еще одно замечательное открытие романтизма заключалось в понимании того, что каждый видит по-своему. Поэтому никто не смеет навязывать свои правила, а, значит, и свои ошибки, другому. Неповторимость художника ощутима только в свободе его творчества.

В романтизме Европы в конце ХVIII – начале XIX века отцом и предтечей считался Микеланджело Буанаротти. Ситуация предельного напряжения сил природы и человека (у него не было различия междеу ними) очень интересовала художников того времени. Он явился путеводной звездой для них, потому что сам был романтиком. «Живопись – это не правда ситуации, а правда чувств» – Э.Делакруа. Поэтому несложные темы, черно белое исполнение у романтиков необычайно живописны и наполнены смыслом.

Нескончаемый «классицизм» советского времени подготовил почву для подъема романтизма 60х годов. Он был основан на противостоянии старым, отжившим формам жизни и политическому устройству общества. Мечта о «земном рае» который существует на земле, здесь и сейчас, вела и окрыляла. Отблески света той эпохи даже и сейчас не померкли совсем. Романтизм дня сегодняшнего и оттуда черпает силу и надежду.

Сейчас другое время и другие препятствия, им порожденные. Борьба за гармонизацию жизни, поиск точки опоры, за человека живого, развернулась на новом витке истории.

Конец ХХ века не дал ничего нового и оригинального в культуре, кроме нескольких одиночных голосов, налицо была остановка движения. Переориентация на технико-компьютерные средства выражения, новый, как полагали, универсальный метод, оказавшийся в руках техников от искусства, мало что дал, кроме понятия «глобализм», который и держится на технических достижениях, вовлекая в свою сферу все новые и новые массы. Но оказалось, что художнику этого мало. Глянец сушит душу автора и зрителя. Теряется живое, человеческое начало творчества. Художник, ручной труд, работа чувств – вот первооснова и стержень искусства и культуры.

Но, как всегда, все правильно «в мире сем», жестко, но правильно. Волна технического прогресса, захлестнувшая землю, волна, по сути, очистительная. То, что не жизненно, не талантливо, слабо, уйдет и растворится во времени. Переоценка ценностей коснулась не только ближнего времени, но и всей предыдущей истории. И новые варвары, как и всегда, являют собой инструмент очищения, чтобы затем кануть в безымянную могилу. Выбор, так или иначе, в итоге останется за человеком и человечеством.

Испытание пройдет подлинный духовный прогресс, который всегда сохранял преемственность культур.

Время примитивного прагматизма и одностороннего рационализма проходит. Что дало оно человеку, художнику? Унизив, сделало его сильнее, ибо, кто выстоял, тот не унизился, подготовив к приходу нового времени, которое от сотворения жило в нем.

Хочется верить, что со временем все ляжет на круги своя и жизнь предстанет в истинном свете, как паритетная борьба противоположных, но равных по силе идейных начал, просвещения и романтизма. Так было в лучшие дни человеческой истории, так оно и будет, и борьба эта – лучшее произведение человеческого бытия, направленная на поиск невиданных еще путей и открытий.

Художник А. Киргизов

Газета «Наш Изограф» №2(142)

Сайт автора: www.kirgizov.by.ru

Комментарии



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.002)